У гениальности другая природа. Не раз звучало признание гениальных людей в том, что они ощущали себя проводниками, трансляторами некой высшей мысли, «божественной идеи» и были в известном смысле заложниками своего дара, не имея ни сил, ни права отступиться от своего предназначения.Лев Гумилев ввел понятие «пассионарность», под которым предлагал понимать импульс внеземного происхождения, но не божественного, а космического. Он объяснял, что избыток космической энергии вызывает толчки, в результате чего солнечное излучение, достигая земной поверхности, вызывает мутации. Эти мутации он назвал пассионарностью.

 Пассионарность влияет на развитие черт характера непредсказуемо. Человек может стать гением, но с той же долей вероятности и преступником. Главная черта пассионария - посвящение всего себя, всей своей жизни определеной цели.

 По мнению Н.А.Бердяева, гениальный человек проживает свою жизнь как заложник своего дарования, совершая жертвенный подвиг. В жизни редко можно встретить по-настоящему одаренного человека, которому не пришлось бы дорого оплачивать свои необычные способности, свою «искру Божью».

Лауреат Нобелевской премии Луи Бергсон связывал гениальность с интуицией, которая дается как божественный дар единицам, и считал гениальность непостижимой таинственной силой, существующей вне сознания. Может быть, именно в гениальном творчестве проявляется богоподобная сущность человека?

Большинство психиатров констатируют как факт связь гениальности с психопатологическими растройствами. Стендаль считал, что частью биографии гениев являются истории их болезней.

Однако, существует и противоположная точка зрения, сторонники которой утверждают,что гений - это как раз и есть биологическая норма, которая заложена природой или является замыслом божьим, но не используется в силу неблагоприятных условий развития. А болезнь, если она имеется, - не причина, а следствие творчества гения, следствие нервного перенапряжения из-за неправильного распределения усилий или неблагоприятных жизненных обстоятельств. По сути, с этой  точки зрения, болезнь - это случайность, побочное обстоятельство, даже несчастный случай, от которого никто не застрахован.

 Если основываться на данных, приводимых различными исследователями биографий, творчества и историй болезней выдающихся деятелей науки и искусства, легко сделать вывод о том, что в редких случаях психическое заболевание может быть следствием напряженной творческой деятельности, жизненных трудностей, непризнания, но часто является причиной, мотивом для такой деятельности.

 Несколько примеров для иллюстрации

Людвиг Ван Бетховен (1770 - 1827)

Немецкий композитор, творчество которого признано одной из вершин в истории мирового искусства. Отец - алкоголик, умственно ограниченный, жестокий, побуждающий сына к занятиям побоями. Мать была больна туберкулезом. Семья испытывала крайнюю материальную нужду. Сам композитор был рассеянным и непрактичным, подверженным жестоким депрессиям. Он был склонен к ссорам и конфликтам, неконтролируемым приступам ярости и насилию. В 26 лет глухота начала свою разрушительнүю работу. По свидетельству друзей, Бетховен во время работы выл как зверь и метался по комнате, напоминая буйно помешанного. Многие произведения Бетховена адресованы женщинам, являлись плодом его страстной, но безответной любви.

Александр Блок (1880 - 1921)

Русский поэт. Его дед умер в психиатрической больнице, а отец, блестящий юрист и музыкант, был клиническим садистом, бил жену, держал её полуголодной. Умер неопрятным одиноким душевнобольным. Мать страдала нервным расстройством, мучительными состояниями тоски, тревоги, у нее случались приступы эпилепсии. Три раза покушалась она на свою жизнь. Лицо самого поэта поражало всех отсутствием мимики. Он был подвержен частой и врезапной смене настроений - от детского веселья до вспышек раздражения с битьем посуды и мебели. С 16 лет начались приступы эпилепсии. В семейной жизни Блок попытался реализовать идеи Вл.Соловьева о сверхчеловеческой любви, отрицающие сексуальные отношения во имя «белой любви». С годами супружество превратилось в серию взаимных измен и перешло в тяжелый конфликт. Болезнь Блока начала прогрессировать после поэмы «Двенадцать», когда его постигло разочарование в идеалах революции. Умер поэт в психотическом кризисе.

Н. В. Гоголь (1809 - 1852)

Великий русский писатель. Слабость организма Н. В. Гоголя может быть объяснена туберкулезом его отца. Сам писатель считал, что его отец умер не от болезни, а от страха болезни. Этот страх Николай Васильевич полчил от отца как роковое наследство. Родился писатель от слишком молодой матери: Мария Ивановна вышла замуж в 14 лет. Школьные друзья Гоголя прямо считали её ненормальной. Считая своего сына гением, но не понимая, что писательская деятельность может быть достойным занятием, приписывала ему изобретение паровой машины, железной дороги и т.д.

Сам писатель с детства был болезненно застенчив, неряшлив, замкнут и молчалив. В 22 года его болезненное состояние принимает форму экзальтации и, не имея для этого достаточного образования, Гоголь устраивается читать лекции в университет. Очень скоро студентам стало ясно что их «профессор» ничего не смыслит в истории, кроме того,не способен быть скромным и любезым. Не дожидаясь студенческих манифестаций, Гоголя уволили. С тех пор душевное заболевание писателя имело циклический характер. Периоды маниакального подъема чередовались с многомесячными приступами депрессии с утратой работоспособности, с ипохондрическими бредовыми идеями.

У Гоголя за всю его жизнь не было никаких связей с женщинами, он не знал, что такое любовь и она мало места занимает в его произведениях. Гоголь сам понимал и писал о том, что его болезнь оказала огромное влияние на его творчество. Тяжелую душевную болезнь или близкие состояния он описывает в «Страшной мести», в «Записках сумасшедшего», в «Носе», в «Шинели», в «Вие» и других произведениях. Скончался писатель во время приступа затяжной меланхолии от истощения и малокровия мозга, связанных с голоданием и неправильным лечением, в особенности кровопусканием.

Наполеон Бонапарт (1769 - 1821)

Французский император, полководец. Отец его был алкоголик, человек с патологической психикой, лишенный нравственных чувств. Сам Наполеон был болезненным ребенком, подверженным вспышкам гнева, доходившими до бешенства. Он был склонен к ссорам и дракам, никого не боялся, все боялись его. С детства начались у него судорожные припадки, вызванные рахитом. Даже в два года он не мог прямо держать голову, которая была больше нормы. Обладал абсолютной памятью, легко запоминал и математические формулы, и стихи, и имена солдат и офицеров, указывая год и месяц совместной службы, а также часть и наименование полка, в котором состоял сослуживец. С юности вставал не позже четырех часов утра, приучил себя мало спать.

Главной замечательной чертой его интеллекта была способностьк мгновенной реакции на внешние события. У него случались внезапные приступы сонливости, когда он мог уснуть в разгар сражения. О патологичесой направленности личности свидетельствуют гомосексуальная связь с братом Жозефом и инцестная связь с сестрой Паулиной. Большинство историков соглашаются с тем, что Наполеон никогда не добился бы таких успехов, будь он хоть чуть-чуть более нормален. Его энтузиазм был аномален , и именно он принес ему успех.

Марина Цветаева ( 1892 - 1941)

Русская поэтесса, прозаик. Сестра Марины Цветаевой, Анастасия, вспоминала , что в своей непомерной гордости Марина легко и пылко делала зло. Училась она плохо и равнодушно, оскорбляла учителей, разговаривая с ними высокомерно и неуважительно. В 17 лет пыталась покончить с собой. С людьми ей было очень трудно, с близкими она была как с другой планеты: эмоционально холодна по отношению к отцу ( Иван Цветаев - создатель музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина на Волхонке), плохая мать всем троим своим детям, неверная жена своему мужу.

Она губила детей исступленной,подавляющей любовью, желая пересоздавать их своим влиянием, или же равнодушием, не в состоянии решать бытовые вопросы (Ирина умерла от голода в 1918 году в Москве). Писала бесконечные любовные письма, адресованные разным людям, не останавливаясь ни перед лесбийскими связями,ни перед другими нравственными отступлениями. Почти всегда неизменным состоянием Цветаевой была тоска и настрой против всего мира, который воспринимался как нечто чуждое и враждебное. Для нее все было не так, она сама творила драмы. Состояние покоя и счастья отнимало у нее вдохновение. Несчастье она считала необходимым компонентом творчества, свои стихи называла «сердечными дребезгами».

По мнению психиатров, влечение к смерти являлось для нее одним из подсознательных источников творчества. Марина Цветаева поҡончила с собой в 1941 году после очередного конфликта с сыном, что, по видимому, явилось провокационным фактором на фоне общего неблагополучия.

Это лишь несколько примеров. Список же гениальных людей, явивших миру свой выдающийся талант и заплативших за него дорогую цену, настолько велик, что не поместится в формат статьи, для этого нужны тома...