Однако исповедь церковная имеет свои особенности. Как правило, человеку, желающему исповедоваться в церкви, дается время на подготовку. Церковь в таких случаях советует уединение, сугубую молитву, пост. Так человеку проще увидеть себя, привести в порядок свои мысли и чувства.

Для того чтобы исповедь не превратилась в простое перечисление грехов, требуется их осознание, как вещей, губящих жизнь. Иногда новоначальным, для облегчения подготовки к исповеди, некоторые священники рекомендуют записывать грехи на листе бумаги, так как кое-что может забыться.



Осознав свои грехи, надо найти в себе смелость осудить себя в них и поставить целью, отвращаться от греха по мере сил, прося укрепления у Бога. Но не только исповедь на словах очищает человека. От кающегося требуется и перемена жизни с греховной на благочестивую.

Обязательно у исповедующегося должна быть вера в прощение грехов. Те грехи, которые были исповеданы и разрешены ранее, на исповеди повторять не надо, так как они, по учению Церкви, уже прощены. Однако если эти грехи были совершены снова, то покаяние в них обязательно. Также надо исповедовать совершенные грехи, забывшиеся, но вспомненные теперь.

В Православии перед причащением святых Тела и Крови Христовых положено исповедоваться в церкви, начиная с возраста, когда ребенку исполняется семь лет. В это время появляется осознание своих поступков и ответственность за них как перед Богом, так и перед людьми.

В некоторых случаях, для более полного искоренения греховных привычек, въевшихся в сердце и душу человека, священник может назначить епитимью. Под епитимьей подразумевается подвиг, в котором исповеданный грех врачуется противоположной добродетелью, и который способствует изменению жизни.

По окончании исповеди желательно искренне произнести «каюсь». Когда священник возлагает на голову кающегося епитрахиль – это означает возвращение ему Божией милости. После этого следует поцеловать крест в знак того, что Крестом Христос победил грех и смерть; затем поцеловать Евангелие, тем самым обещая жить по заповедям Евангельским. Евангелие и крест, лежащие на аналое во время исповеди знаменуют присутствие Самого Спасителя. Через покаяние человек возвращается в число верных чад Церкви и осеняется благодатью Христовой.