• В английской пословице сказано, что не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей. Отталкиваясь от этого мудрого суждения, постарайтесь быть хорошим примером для своего ребенка в экономических (и не только) вопросах. Так ребенок прочно и надежно усвоит, как относятся мама и папа к деньгам. И в дальнейшем будет равняться на них.

  • Для детей дошкольного и раннего школьного возраста деньги представляются чем-то абстрактным. Поэтому избыток желаний и потребностей компенсировать полностью удастся вряд ли. И даже если финансовые возможности семьи неограниченны, все же необходимо установить лимит трат. Ребенок четко должен понимать, для чего нужны деньги. Отправляясь в супермаркет с малышом, составьте список продуктов, которые необходимо купить. Поделитесь этим списком с ребенком. Поручите ему ответственное дело – складывать продукты по списку в корзину. Он сразу поймет, что лишнее должно остаться на полке в супермаркете. И не забудьте премировать малыша за понимание и хорошую работу. Это станет стимулом для дальнейшего хорошего поведения. Только «премия» должна быть разумной, умеренной. И практиковать ее лучше всего через раз.

  • Уже в раннем школьном возрасте ребенку следует знать, что значит «уложиться в бюджет». Если вы даете малышу 100 рублей, то покупки не должны выходить за пределы этой суммы. Если он захотел купить какую-нибудь игру, книгу или рюкзак, то выделите на это, например, тысячу рублей. Гуляя по магазину, ребенок уже не будет показывать пальцем на модели стоимостью в две или три тысячи. То же касается и продуктов питания. Малыш должен понимать, что существует определенное количество денег для покупки. Если по каким-то причинам остаются «лишние» финансы, он имеет право по своему желанию распорядиться ими.

  • Когда ребенок переходит в подростковую возрастную категорию, у него может возникнуть вопрос: «Почему я не могу купить все, что захочу?». Теперь самое время познакомить его с понятием ежемесячного семейного бюджета и способами его пополнения. Будьте честны с ребенком, и он ответит вам благодарностью и пониманием того, почему иногда людям приходится себе в чем-то отказывать.

  • Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс. Не повседневная данность. Их нужно зарабатывать трудом: физическим или умственным. Для наглядной демонстрации этого правила, можно предложить ребенку игру. За хорошо проделанную работу он будет получать финансовое вознаграждение. В более старшем возрасте детям обычно дают карманные деньги. Размер их может зависеть от поведения, успехов в учебе и прочих достижений ребенка. Это будет дисциплинировать, стимулировать ребенка быть выше, лучше и т.д.

  • На примере тех же карманных денег можно научить детей копить и даже зарабатывать свой капитал. Для этого разделите деньги по двум конвертам по цели их использования: на личные траты и сбережения. Необязательно, чтобы в каждом конверте было одинаковое количество денег. Все будет зависеть от потребностей ребенка.