Совет 1: Как начать финансовое образование детей

Отношение к деньгам во многом определяет финансовое благополучие человека. И если с детства ребенку рассказать о правилах обращения с финансами, то ему будет гораздо проще адаптироваться в обществе и обеспечить себе материальное благополучие. Как правило, уже в младшем подростковом возрасте дети должны иметь элементарные знания о деньгах,
Как начать финансовое образование детей
Многие родители сетуют на то, что их дети не ценят деньги, не знают их истинной значимости и просят неоправданно большие суммы на ежедневные расходы и на покупку дорогих игрушек или гаджетов. В то же время, если спросить этих родителей - как часто они говорят о деньгах и финансах с детьми, то положительный ответ можно услышать от редкого человека. Между тем, не прививая детям культуру обращения с деньгами, очень трудно добиться от них правильного отношения к финансам.

Американский институт сертифицированных бухгалтеров (The American Institute of Certified Public Accountants) проводил опрос родителей подростков о том, как часто они говорят со своими чадами о значении денег в жизни В ходе опроса выяснилось:

- 30% родителей совсем не говорят со своими детьми о деньгах;
- 95% родителей предпочитают говорить с детьми о хороших манерах и этикете, нежели o деньгах;
- 87% считают более важным поговорить о правильном питании;
- 84% предупредят детей об опасностях наркотиков и алкоголя;
- 82% расскажут о рисках курения.

Разумеется, ни один здравомыслящий человек не станет принижать важность дискуссий на тему морали, хороших манер и вреда наркотиков. Однако в нынешнем мире без знаний об обращении с деньгами тоже далеко не уедешь. В конце концов, материальное благополучие - это показатель успешного человека, умеющего уважать себя и свои потребности. И наоборот - если человек не образован этих вопросах, он не сможет принимать рациональные решения относительно своих финансов. Материально обеспеченный человек - это независимая личность, способная достигать поставленных целей. Поэтому разговорам о деньгах со своими детьми надо уделять внимание не меньшее, чем беседам на другие важные темы.

Исследователи Американского института бухгалтеров из своего опроса сделали следующие выводы:

1. Чем раньше вы начнете прививать детям основы финансовой грамотности, тем лучше. Проследите, когда ваше чадо начнет выражать осознанные желания, связанные с материальными затратами. Это значит, что пришло время поговорить о том, откуда берутся деньги, в каком количестве и на что они тратятся. Пусть ребенок узнает размер обязательных трат за месяц, за квартал, за год, а также обязательные ежемесячные траты. Это поможет ему сложить общую картину финансового положения семьи, понять, что такое семейный бюджет и принять участие в его обсуждении.

2. Расскажите о банковских вкладах и счетах, расскажите, как ими пользоваться. Можно часть денег, которые родители и бабушки с дедушками дарят детям на День рожденья, откладывать на специальный банковский счет, открытый на имя ребенка. Это поможет ребенку понять, что деньги можно не только расходовать, но и производить с ними различные операции.

3. Не стоит думать, что ребенок ничего не понимает в деньгах. А если вы в этом уверены - измените ситуацию: используйте любую возможность для разговора о деньгах. Объясните, как можно купить квартиру или машину, взять или дать в долг, что такое инвестирование. Расскажите, что случится с деньгами, если положить их на депозит или купить на них дорогую игрушку. Это поможет ребенку понять принцип рациональности расходования денег, а родителям - больше узнать характер ребенка.

4. Сделайте разговоры о деньгах регулярными, но не делайте приобретение денег фетишем. Покажите детям, что деньги - это не самоцель, а возможность. Финансовая независимость освобождает человека от многих жизненных проблем, если правильно относиться к деньгам. Тратить деньги любой сможет, а вот грамотно вложить - единицы.

5. Как всегда, лучше всего работает личный пример. Если родители не обладают финансовой грамотностью, то и дети вряд ли ее освоят. Поэтому научитесь разбираться в терминах, понятиях и основных способах вложения денег, чтобы эти знания затем передать детям. Как правило, тот, кто учит - одновременно учится у своих учеников. Осваивая вместе с детьми основы финансовой грамотности, вы сами станете гораздо лучше разбираться в этой теме.

Совет 2 : Обучение ребенка финансовой грамоте

Рано или поздно перед родителями встает вопрос объяснения своему чаду, откуда берутся деньги, зачем нужны, и как с ними обращаться. Чтобы ребенку был максимально понятен это процесс мамам и папам рекомендуется проделать несколько обучающих шагов.
Обучение ребенка финансовой грамоте

Источник денег

Ребенку необходимо объяснить, что деньги зарабатываются. Берете альбомный лист и рисуете на нем кошелек или кувшин, написав, что это ваш доход или заработная плата. Далее, нарисуйте вычеты из дохода: налоги государству, квартплату, указав, какая сумма остается в семье. С этой суммы отметьте, что тратится на покупку продуктов питания, а также тот денежный размер, который вы можете потратить на приобретение игрушек или модной одежды ребенку. Поверьте, после такого объясняющего приема ваше чадо поймет причины отказа от покупки игрушек или других сиюминутных желаний.

Озвучивайте ребенку то количество денежных средств, которые он получит на карманные расходы.
Прежде всего, смотрите по ситуации и возрасту ребенка. Детки в 5 или 7 лет тратят карманные деньги в основном на конфеты, мороженое и жвачки. К примеру, в неделю пусть это будет 200 или 300 рублей. Не стоит также регулярно финансово поощрять ребенка за убранный коридор или вымытую посуду, так как это может перерасти в корысть и родители для ребенка станут источником денег и не более.

Развивайте накопление

Приведите простой пример для ребенка. К примеру, вы с папой решили приобрести домой новый холодильник и поэтому с семейного дохода откладываете определенную сумму. Переключите пример на ваше чадо. Если он хочет интерактивного робота или куклу, то нужно скопить на игрушку. Скажите, что вы тоже отложите денежку и добавите к накоплениям ребенка.

Избегайте подаяния

Накапливая на какую-нибудь игрушку, не нужно акцентировать внимание, что эти деньги на скейт или мобильный телефон. Это равносильно тому, что вы взяли и попросту купили желаемый предмет. Ребенок должен понимать, благодаря его старанию он получил то, что хотел.

Приучить к ответственности

Справится с неаккуратным ребенком, который разбрасывает свои вещи и игрушки по дому, помогут карманные деньги. Если доводы не уборку и порядок не действуют, заберите у ребенка любимый планшет или игровой гаджет и скажите, почему вы это забрали и на какой срок. Предложите ребенку альтернативу: вы отдаете ему игровую приставку, а он 50 рублей (или другую сумму) из карманных денег. Да, это радикальный подход, но он с большой долей вероятности отобьет у непоседы привычку сеять бардак в доме. Но, если сами родители не особо следят за порядком в жилище, этот воспитательный прием может не сработать.

Эти достаточно простые методы помогают родителям приучить ребенка к накоплению, разумным тратам, для того, чтобы в будущем вырастить грамотного человека. 

Совет 3 : Как научить ребенка финансовой грамотности

Каждый ответственный родитель усердно трудится, чтобы у его ребенка было счастливое и беззаботное детство. Однако психологи утверждают, что уже с раннего возраста детей нужно обучать основам финансовой грамотности. Этот подход имеет массу плюсов. Дети станут ответственными, неизбалованными, трудолюбивыми и целеустремленными. А в этом, кажется и есть суть любого воспитания. Как научить ребенка финансовой грамотности?
Как научить ребенка финансовой грамотности

  • В английской пословице сказано, что не нужно пытаться воспитывать детей. Следует воспитывать себя, а дети все равно будут похожи на родителей. Отталкиваясь от этого мудрого суждения, постарайтесь быть хорошим примером для своего ребенка в экономических (и не только) вопросах. Так ребенок прочно и надежно усвоит, как относятся мама и папа к деньгам. И в дальнейшем будет равняться на них.

  • Для детей дошкольного и раннего школьного возраста деньги представляются чем-то абстрактным. Поэтому избыток желаний и потребностей компенсировать полностью удастся вряд ли. И даже если финансовые возможности семьи неограниченны, все же необходимо установить лимит трат. Ребенок четко должен понимать, для чего нужны деньги. Отправляясь в супермаркет с малышом, составьте список продуктов, которые необходимо купить. Поделитесь этим списком с ребенком. Поручите ему ответственное дело – складывать продукты по списку в корзину. Он сразу поймет, что лишнее должно остаться на полке в супермаркете. И не забудьте премировать малыша за понимание и хорошую работу. Это станет стимулом для дальнейшего хорошего поведения. Только «премия» должна быть разумной, умеренной. И практиковать ее лучше всего через раз.

  • Уже в раннем школьном возрасте ребенку следует знать, что значит «уложиться в бюджет». Если вы даете малышу 100 рублей, то покупки не должны выходить за пределы этой суммы. Если он захотел купить какую-нибудь игру, книгу или рюкзак, то выделите на это, например, тысячу рублей. Гуляя по магазину, ребенок уже не будет показывать пальцем на модели стоимостью в две или три тысячи. То же касается и продуктов питания. Малыш должен понимать, что существует определенное количество денег для покупки. Если по каким-то причинам остаются «лишние» финансы, он имеет право по своему желанию распорядиться ими.

  • Когда ребенок переходит в подростковую возрастную категорию, у него может возникнуть вопрос: «Почему я не могу купить все, что захочу?». Теперь самое время познакомить его с понятием ежемесячного семейного бюджета и способами его пополнения. Будьте честны с ребенком, и он ответит вам благодарностью и пониманием того, почему иногда людям приходится себе в чем-то отказывать.

  • Главной задачей родителей в вопросе, как научить ребенка финансовой грамотности, является четкое объяснение. Деньги – это далеко не бесконечный ресурс. Не повседневная данность. Их нужно зарабатывать трудом: физическим или умственным. Для наглядной демонстрации этого правила, можно предложить ребенку игру. За хорошо проделанную работу он будет получать финансовое вознаграждение. В более старшем возрасте детям обычно дают карманные деньги. Размер их может зависеть от поведения, успехов в учебе и прочих достижений ребенка. Это будет дисциплинировать, стимулировать ребенка быть выше, лучше и т.д.

  • На примере тех же карманных денег можно научить детей копить и даже зарабатывать свой капитал. Для этого разделите деньги по двум конвертам по цели их использования: на личные траты и сбережения. Необязательно, чтобы в каждом конверте было одинаковое количество денег. Все будет зависеть от потребностей ребенка. 

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500