Страх – это совокупность психологических и физиологических реакций на угрожающий жизни раздражитель (реальный или воображаемый). Когда человек боится, в его организме происходят резкие физиологические изменения: учащается пульс, дыхание, усиливается потоотделение, повышается давление и выделяется желудочный сок.

В основе страха лежит инстинкт самосохранения: мы боимся того, что может причинить нам непоправимый ущерб. Разумеется, далеко не всегда страхи являются оправданными и реально угрожающими нашему здоровью и разуму. Почему же, ещё в раннем детстве, мы начинаем бояться абсолютно не опасных вещей/существ?

Детский страх может сформироваться двумя путями: в реальной ситуации опасности или в процессе общения с другими людьми. В процессе жизнедеятельности ребенок приобретает свой индивидуальный опыт в области травмирующих ситуаций. Это могут быть падение, ожог, испуг при виде крупного животного, заболевания и т.д. В данном случае ребенок действительно находится в ситуации опасности; он осознает, что данные ситуации могут стать угрозой для жизни, и формируется реальный страх. Страх воображаемый, как правило, формируется из-за неаккуратного употребления взрослыми различных литературных оборотов или предостережений: «упадешь – будет больно!», «не будешь есть кашу – придет злой волк!» и т.д. Ребенок с повышенной тревожностью все принимает буквально и очень близко к сердцу. Он действительно будет думать, что придет какой-то страшный воображаемый волк и будет угрожать его жизни. Так формируются детские фобии.

Кроме подобных выражений, на формирование страха влияют беспокойные разговоры взрослых в присутствии ребенка. Ссоры между родителями, скандалы, разговоры о различных неприятностях сказываются на восприятии ребенком окружающего мира. Фильмы – еще одна частая причина появления фобий. Родителям следует контролировать, как долго и какие передачи смотрит ребенок.

Задача родителей – заметить тревоги и страха ребенка и направить все свои силы на устранение недуга.