Совет 1: Зачем нужны омонимы

Месяц - это календарный отрезок года или просторечное название Луны? Откуда берутся слова, звучащие одинаково, но означающие разные понятия? Омонимы - в чем причина их появления в русском языке?

Лексическими омонимами мы называем слова, которые совпадают по звучанию и визуальному написанию, но различаются по значению.

В современном русском языке есть как полные, так и частичные омонимы. Полные омонимы на 100% совпадают по склонению, спряжению и другому формообразованию. Пример полного омонима: коса (прическа и вид орудия сельского хозяйства). Частичные омонимы совпадают по написанию и звучанию не во всех формах. Пример неполного омонима: завод (предприятие и действие).

Омонимы возникают в силу ряда определенных причин:
1) Расхождение значений одного слова. Примером такого омонима является слово месяц.
2) Совпадение значений исконно русского и заимствованного слова. Например: клуб как масса чего-либо (клуб дыма) и клуб как общественная организация (слово является заимствованным от англ. club).
3) Совпадение значений нескольких заимствованных слов. Например: кран - это одновременно и устройство на трубе с жидкостью (от голландского kraan), и механизм для работы с тяжелыми грузами (от немецкого der Kran).

Помимо лексических омонимов, филологи выделают также следующие группы слов:
- Омоформы: слова, которые совпадают по звучанию и написанию только в некоторых формах (например, дорогой).
- Омографы: слова, имеющие одинаковое написание, но разное произношение (например, замок).
- Омофоны: слова, имеющие одинаковое произношение, но разное написание (например, глас - глаз).
- Паронимы: слова, сходные по произношению и написанию, но различающиеся по значению (например, будний - будничный).

Современная лексика русского языка включает в себя огромное количество омонимов. Чтобы установить их точное значение и понять причины возникновения, рекомендуется пользоваться «Словарем омонимов».

Совет 2: Зачем нужна дорога

Дороги в виде еле заметных тропок и широких магистралей опутывают всю поверхность суши. Первые дороги появились еще задолго до нашей эры. Сеть дорог понадобилась людям с появлением колесного и вьючного транспорта.

Дорога соединяет населенные пункты, по ней передвигаются люди и транспорт. Есть особая романтика в постоянном движении по разным дорогам - это уникальная возможность своими глазами увидеть новые места, узнать новые обычаи и новых людей. Даже животные используют свои тропы для передвижения к водопою или местам кормления.

Строительство дорог началось еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, когда людям понадобилось перевозить грузы. Покрытия дорог делались из дерева (Великобритания), известняковых плит (Крит), кирпича (Индия), камня (Ассирия). Целые подразделения армий некоторых государств занимались строительством дорог.

Современные магистрали требуют постоянного ухода и ремонта. Покрытия делают с подогревом, чтобы не было наледи. Ученые работают над усовершенствованием устройства дорожного полотна, чтобы оно было стойким к продуктам нефтехимии, высоким и низким температурам. Целые бригады дорожных служб следят за состоянием асфальтных лент и обочин.

С владельцев автотранспорта собирают налог на содержание дорог. Обычно предприимчивые жители городов, стоящих на оживленных магистралях, извлекают выгоду от близости дороги. Там строят кафе, магазины автомобильных запчастей, целые торговые центры в расчете на то, что водители не будут искать то, что им нужно где-то еще. Здесь же можно увидеть и вездесущих бабушек с их горячими пирожками, соленьями и прочими товарами.

Люди, влюбившиеся в запах бензина, мелькание столбов и деревьев за ветровым стеклом, выбирают дорогу своим стилем жизни и работают дальнобойщиками или водителями междугородних автобусов.

Вам кажется, что хорошо там, где вас нет? Тогда все дороги открыты вам! Если вы легки на подъем, используйте эту вашу особенность, чтобы побывать в неизведанных местах, путешествуя по всему миру.

Видео по теме

Совет 3: Зачем нужны заимствованные слова

Дефект или ошибка, фиаско или проигрыш, превалировать или преобладать, дебаты или споры, интервал или перерыв... В современном русском языке существует огромное количество заимствованных слов. Почему они появляются и зачем они нужны при наличии исконных русских аналогов?
В процессе исторического развития народы вступают в определенные отношения друг с другом. Языковые заимствования являются следствием таких отношений. Заимствованные слова постепенно ассимилируются и становятся общеупотребительными.Филологи выделяют две основные группы заимствованных слов: родственные (из славянской семьи языков) и иноязычные. Из родственных заимствований следует отметить старославянскую группу слов: крест, власть, добродетель. Другая часть родственных заимствований пришла из украинского, белорусского и польского языков: квартира, карета, петрушка, бублик. Родственные славянские заимствования быстро ассимилировались и являются иноязычными только по происхождению.Иноязычные заимствования пришли к нам из греческого, латинского, тюркских, скандинавских и западноевропейских языков. В процессе ассимиляции они подвергались различным фонетическим и семантическим изменениям.Помимо заимствований в языке есть такой процесс как калькирование, то есть построение слова или выражения по образцу единиц чужого языка. Можно говорить о кальках словообразовательных (например, слово правописание - оно образовано из двух самостоятельных латинских слов) и семантических (например, слово трогать, употребляемое в значении «вызывать сочувствие»). Есть также группа т.н. полукалек, когда заимствуется только часть слова (например, слово гуманность, в котором суффикс является исконно русским, а корень взят из латыни).Заимствованные слова пополняют системы терминов, так как слова заимствуются вместе с соответствующими новыми понятиями. Вкрапления заимствованных слов могут использоваться в стилистических целях или в узкоспециализированных текстах. Заимствование слов является естественным процессом развития языка.
Видео по теме

Совет 4: Как распознать омонимы

Омонимами называют слова, которые имеют одинаковое звучание и написание, но разное значение. Впервые термин «омоним» начал применять Аристотель. На сегодняшний день многие путают омонимы с паронимами – однако их распознать, руководствуясь определенными познаниями.

Омонимия

Омонимией лингвисты называют случайное совпадение слов, которые относятся к одинаковым частям речи. Например, омонимами является слово «бор», которое одновременно значит «бор» как химический элемент и «бор» как сосновый лес. Первое значение возникло от персидского слова «бур», подразумевающее одно из химических соединений бора, а второе имеет славянское происхождение. Омонимию часто путают с полисемией, в которой слово «эфир» может означать одновременно органическое вещество и радио- телевещание.

Некоторые лингвисты относят к омонимам все отдельные значения слов, обладающих многозначностью – в таких случаях полисемия представляет собой частный случай омонимии.

Определенная часть языковедов проводит границу между омонимией и полисемией несколько иначе. Так, если большинство людей улавливает в двух словах, которые совпадают между собой, общий смысл (говоря языком лингвистов, общий семантический элемент»), то этот случай называется полисемией. Если же общий смысл в совпадающих словах для большинства людей отсутствует, такое явление считается омонимией. Для примера: слово «коса» в значении инструмента и прически имеет для большинства людей общий семантический элемент, подразумевающий что-то «тонкое и длинное».

Виды омонимов

Практически все лингвисты считают омонимами все совпадающие слова, которые относятся к разным речевым частям. Существует три вида омонимов – полные омонимы (абсолютные), частичные омонимы и грамматические омонимы. Полными омонимами называют слова с полностью совпадающей системой форм (наряд – распоряжение и наряд – одежда). К частичным омонимам относят слова, у которых формы совпадают частично (ласка – нежность и ласка – животные, при этом имеется расхождение в родительном падеже «ласок-ласк».

Несмотря на одинаковое звучание и написание, омонимы не являются однокоренными и довольно часто имеют разное происхождение.

Грамматические омонимы или омоформы представляют собой слова, которые совпадают исключительно в отдельных формах, присутствующих в разных или одинаковых частях речи. Например, глагол «три» и числительное «три» совпадают только в двух формах (три апельсина – три доску и трём сильнее – придём к трём). Лексическое значение омонимов довольно часто распознается только из контекста в виде предложения или дополнительного слова, который придает ему определенное значение.
Видео по теме

Совет 5: Что такое омонимы

Русский язык отличается уникальным лексическим строением, поэтому многие слова и отдельные фразы не всегда понятны иностранцу, стремящемуся правильно перевести каждое слово в отдельности. К примеру, одно и то же слово может означать совсем разные понятия, зачастую не имеющие ничего общего между собой.
Среди групп слов русского языка, которые объединяются благодаря общим признакам, выделяются омонимы. Как ответить на вопрос, что такое омонимы и почему они вызывают трудности не столько у носителей русского языка, сколько у иностранцев? Само понятие «омоним» происходит от греческого слова «homōnyma», расшифровывающееся как «одинаковые имена». И действительно, по определению, омонимы – это отдельные слова, пишущиеся и читающиеся совершенно одинаково, но абсолютно отличающиеся по своему значению. Главная характеристика омонимов – отсутствие у таких пар слов общих семантических элементов.

При этом синтаксические и словообразовательные показатели отнюдь не являются какими-либо значимыми объективными критериями, которые могли бы четко отделить категорию омонимов от понятия многозначности слов. Как правило, лексические омонимы являются следствием нескольких причин. Во-первых, они возникают в силу идентичного звукового совпадения разных по происхождению лексических единиц. К примеру, слово «рысь» может обозначать и разновидность бега лошади, и дикое животное отряда кошачьих. Во-вторых, омонимы нередко возникают в результате полнейшего расхождения нескольких значений одного многозначного слова. Так, слово «мир» ассоциируется и с отсутствием войны, и необъятной вселенной.

В-третьих, омонимы в русском языке нередко появляются благодаря параллельному словообразованию от одного понятия. Например, слово «тройка» понимается и как удовлетворительная школьная отметка, и как тройка резвых лошадей. И если понять правильный смысл омонима для носителя русского языка не составляет абсолютно никакого труда, то иностранец сможет понять нужный вариант слова благодаря контексту. Несмотря на схожесть с многозначными словами, у омонимов благодаря отсутствию общего семантического ядра нет и совмещенных значений.

Изучая разновидности омонимов, можно выделить омографы, омофоны и омоформы. Омографы напоминают графические омонимы, они совпадают по начертанию букв, но отличаются не только по значению, но и по произношению благодаря разной постановке ударения. Примером такой пары может служить слово «мука» – страдание либо пищевой продукт. Омофоны – это фонетические омонимы, они лишь похоже произносятся, а пишутся немного по-разному, к примеру, в конце одно слова присутствует глухая согласная, а другого – звонкая. Омоформы – это грамматические омонимы одинаково звучащие лишь в разных глагольных формах.
Видео по теме

Совет 6: Что такое омонимы: определение и примеры слов

Омонимия, как и многозначность, возникает в языке в результате действия закона об асимметричности языкового знака. Однако между омонимами и многозначными словами существуют существенные различия.

Определение омонимов

Омонимия — это звуковое совпадение разных слов, значения которых никак не связаны друг с другом.

Именно этим омонимия категорически отличается от многозначности. Омонимы отличаются от многозначных слов следующими характеристиками:

1) у омонимов отсутствует семантическая связь;

2) у омонимов разные словообразовательные связи;

3) у омонимов разная лексическая сочетаемость;

4) у омонимов разное фразеологическое окружение.

Причины возникновения омонимов в русском языке

Омонимы возникают в языке в результате следующих причин:

1) звуковое совпадение слов, которые раньше различались фонетически.

Примеры: лук (растение) — лук (холодное оружие); мир (отсутствие войны) — мир (свет).

Слово «мир» в значении «отсутствие войны» до 1918 г. писалось через i: мiр. После реформы по орфографии 1918 г. буква «и десятеричная» была упразднена, написание двух слов совпало;

2) заимствование слов из разных языков. В результате заимствованное слово может совпасть по форме и звучанию с исконно русским словом. Примеры: брак (женитьба, от слова «брать») - брак (недостаток, дефект; пришло из немецкого языка через польский); рейд (морской причал; из голландского языка) — рейд (поход; из английского языка);

3) распад полисемии, т.е. если одно из значений многозначного слова полностью утрачивает семантическую связь с другими его значениями, то оно отрывается от этого слова и превращается в самостоятельную лексическую единицу.

Это один из самых продуктивных, но и самых сложных способов образования омонимов.

Примеры: среда (день недели) — среда (то, что нас окружает); свет (энергия солнца) — свет (мир);

4) образование производных слов от одной основы и по одной словообразовательной модели, но с разными значениями. Примеры: ударник (совершает действия ударами, барабанщик) — ударник (передовой рабочий); дождевик (плащ) — дождевик (гриб).

Совет 7: Как различать омонимы и многозначные слова

Изучением омонимии и полисемии занимается лексикология. Эти языковые явления многогранны и сложны, поэтому классифицировать омонимы и многозначные слова приходится с различных точек зрения, учитывая не только лексические признаки, но и грамматические. Различить их иногда сложно, но возможно.
Вам понадобится
  • Учебник по лексикологии, словарь омонимов.
Инструкция
1
Прежде всего, омонимия отличается от полисемии тем, что одинаково тождественно звучащие слова имеют совершенно разное значение. Классическим примером омонимов является слово «коса». Во-первых, это инструмент для кошения травы. Во-вторых, под косой русские люди понимают женскую прическу. И, наконец, в-третьих, песчаная коса – длинный мыс в водоеме. Слово «коса» используется и в автомобильной, и в оружейной тематике.
2
Полисемия. Большинство слов русского языка являются монозначными, имеют всего лишь одно значение. Например, табурет, цветок, глаза и т.д. Однако с развитием языка нейтральные слова приобретают дополнительное значение посредством метафоры или метонимии. В качестве примера можно привести слово «окно». Традиционно оно означает отверстие в стене для прохождения воздуха и света. Окном также называют перерыв между учебными занятиями в институте. Таким образом, большинство грамматистов относит данное слово к многозначным.
3
У многозначных слов во втором и последующих значениях появляются различные эмоциональные оттенки, коннотации. Например, прилагательное «зеленый» определяет цвет, во втором случае передает состояние недозрелости (об овощах и фруктах), а в третьем – неопытности, если речь идет о юном человеке.
4
Что касается омонимов, их можно разделить на несколько категорий. Не всегда омонимы совпадают по форме, как, например, «ручка» в значении пишущий инструмент и «ручка» как приспособление для открывания дверей (дверная ручка). Не совпадающие по форме омонимы называются грамматическими омонимами.
5
Являться омонимами и не совпадать по грамматической структуре могут существительные и наречия. Ярким примером такого соседства является слово «зло».
6
Омонимами часто являются прилагательные и существительные. К примеру, существительное и одновременно прилагательное «простой». Простоем в русском языке называется бездействие и определяется характер проблемы или предмета (простой текст).
7
Грамматисты отмечают, что четкой классификации деления частей речи на омонимы и многозначные слова пока не разработано. Из-за этого возникают определенные трудности. Например, грамматический омоним «течь» (сущ.) – протекание и «течь» (гл.) имеют общую природу происхождения (семантику). И только разница в грамматической принадлежности позволяет их внести, все-таки, в список омонимов, а не многозначных слов.
8
В языке между словами существуют видовая, лексическая, понятийная связи. Явление омонимии приводит к отдалению и стиранию таких связей, а полисемии, наоборот – к расширению и обогащению.
Видео по теме
Обратите внимание
Очень тесно с явлением омонимии связана омофония. В русском языке огромный пласт лексики представлен омофонами, словами, где не совпадает один единственный звук. Например, лук-луг. А также омоформами и омографами. В первом случае у слов не совпадает грамматическая форма: три - числительное и повелительное наклонение глагола «тереть». Во втором не совпадает ударение: пАрить-парИть.
Полезный совет
Если вы затрудняетесь отнести слово к категории омонимов или многозначных слов, обратитесь к словарю омонимов.
Источники:
  • Лексическая омонимия. Культура речи
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше