Совет 1: Как расположить иконы на домашнем иконостасе

В православной традиции икона является святыней. Посредством святых образов человек акцентирует свое внимание на духовном, обращается в своих молитвах не к доске и краскам, но к самой личности, изображенной на образе. Каждый православный христианин заботится о том, чтобы устроить в своем жилище хотя бы небольшой домашний иконостас.
Как расположить иконы на домашнем иконостасе

Где можно разместить иконы в доме

Иконы в доме необходимо размещать в специально предназначенном для этого месте. Существует традиция поставлять иконы на полке восточной стены, впрочем, если такой возможности нет, то не обязательно устраивать домашний иконостас на восточной стороне. Иногда иконы поставляются в так называемый красный угол. "Красный" значит "красивый" - это указание на то, что место для икон должно быть чистым, аккуратным и красивым.

Святые образы можно расположить во всех жилых комнатах. Существует благочестивая традиция в спальне располагать венчальные образы. Если семья большая, то иконы в каждой жилой комнате необходимы для келейной молитвы всех членов семьи.

У благочестивых верующих святые образы (или хотя бы одна небольшая икона) расположены на кухне. Это объясняется практикой молитвословия перед и после вкушения пищи.

Святые иконы нельзя располагать на полке с книгами, имеющими нехристианское содержание. Нежелательно поставлять их на телевизор или вешать вместе со светскими картинами - место для икон должно быть особо предназначено для этой святыни.

Некоторые верующие поставляют икону над входом в дом. Часто на этом месте можно увидеть образ Пресвятой Богородицы Одигитрия Путеводительница, так как православному верующему человеку перед выходом на улицу полезно помолиться о помощи в благих начинаниях. Иногда над входом в дом располагают крест.

Как расположить иконы в доме

Принцип расположения икон на домашнем иконостасе строится на иерархичности подобно устроению иконостасов в храме. Если иконы расположены на стене, то в центре во главе иконостаса должна находиться икона Святой Троицы или Господа Иисуса Христа. Справа от этого образа можно расположить икону Божией Матери, а слева святого Иоанна Крестителя или особо почитаемого святого, например, Николая Чудотворца. Ниже можно располагать и другие образы - ангелов, святых, пророков, преподобных, праведных. Венчать домашний иконостас может распятие.

Нельзя сказать о том, что существуют какие-либо конкретные указания на порядок размещения икон в домашнем иконостасе (кроме того, что для иконы Господа желательно центральное место).

Если позволяет простарнство, то под главными иконами Господа и Богородицы можно расположить святые образы двунадесятых христианских праздников. В случае, когда домашний иконостас включает в себя несколько десятков икон, то под центральными образами можно так же располагать и святыни с ликами Спасителя или чтимые иконы Богородицы и святых.

Иногда в доме иконы расположены на одной небольшой полочке. Тогда в центре можно поставить иконы Господа и Богородицы, а уже по краям располагать иконы ангела хранителя и святых.

Видео по теме

Совет 2 : Как располагать иконы

В последние годы все больше людей приходит к Господу. К сожалению, долгие десятилетия атеизма оставили большое белое пятно в духовном образовании многих поколений. Поэтому наши современники часто затрудняются в простейших вопросах веры, или, по незнанию, совершают ошибки в отправлении духовных ритуалов. Это касается и того, как многие из нас составляют домашний иконостас.
Домашний иконостас - святое место вашего дома
Вам понадобится
  • В каком же месте нужно расположить иконостас Канонически – желательно на востоке, а исходя из реального положения вещей современной жизни – таким образом, чтобы вам было удобно и комфортно молиться, чтобы места было достаточно и оно было спокойным.
Инструкция
1
Есть еще несколько правил, которые также диктуют современные условия жизни. Помните, что иконостас не должен находиться с телевизором и другой бытовой техникой.
2
Также не стоит вперемешку с иконами ставить статуэтки и другие светские декоративные украшения, размещать картины или репродукции картин, даже если эти художественные произведения написаны на религиозные сюжеты.
3
Если у вас иконы размещены на книжных полках – это тоже неверно, особенно в том случае, если с изображениями святых соседствуют книги, по содержанию далекие от православных текстов.
4
Еще одно «категорическое» правило – ни в коем случае нельзя располагать иконы рядом с плакатами и фотографиями идолов сегодняшнего времени – политиков, рок-музыкантов, секс-символов. Если вы хотите украсить свой домашний иконостас, сделайте это при помощи живых, свежих цветов или полотенец.
5
Обязательно в доме должны быть иконы Спасителя и икона Божьей Матери. Также в русском православии особо почитается святитель Николай Чудотворец, и его образ очень часто встречается в православных семьях. Если в вашем доме достаточно места, вы можете дополнить иконостас именной иконой, иконами святых, к которым вы часто обращаетесь с молитвой, изображениями великих святых земли российской и святых, почитаемых в местности, где вы проживаете.
6
Для домашней божницы правила размещения икон не такие строгие, как для церкви, но все же они существуют.

Для начала посмотрите на иконостас: если у вас возникает желание что-то изменить, переставить, перевесить, значит нужно это сделать, иначе эта внутренняя неудовлетворенность будет вас отвлекать во время молитвы.
7
При расположении икон в домашнем иконостасе действуют те же принципы, что и в церковном.
Центральное место занимает икона Спасителя, зачастую она и самая большая по размеру. Рядом с образом Христа размещают образ Богородицы с Младенцем.
Если вы стоите лицом к домашнему иконостасу, то икона Спасителя будет справа от вас, а икона Богородицы слева. Это две главные, основные иконы, они должны быть обязательно в каждом православном доме, и выше них можно поместить только икону Святой Троицы или икону "Тайная вечеря".
8
Сбоку от двух главных икон или снизу от них вы можете разместить именные иконы, а также иконы святых – покровителей профессий, особо чтимых вами святых и прочие.
9
Если у вас все же возникнут вопросы, вы всегда можете обратиться за разъяснением или советом в церковь к священнику, и батюшка всегда вам поможет и разрешит все ваши сомнения.
Обратите внимание
Не забывайте, что при расположении икон существует принцип иерархии: например, не стоит помещать икону святого, которого почитают в вашем регионе над иконой Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, апостолов.
Полезный совет
Если икона по разным причинам пришла в негодность и ее уже нельзя отреставрировать, ни в коем случае не выбрасывайте ее – отнесите икону в церковь. В крайнем случае, вы можете ее сжечь, а пепел закопать в тихом месте, например, в саду или на кладбище.
Источники:
  • Благовещение, библиотека православного христианина

Совет 3 : Как сделать самим иконостас

Для того чтобы сделать иконостас, вам потребуются иконы, освещенные в церкви. Среди икон обязательно должна быть икона с образом Спасителя, Божьей Матери, Троицы и Ангела Хранителя. Можно также приобрести именные иконы и иконы с ликом Святых. В центре должен быть образ Спасителя, а справа от него Божья Матерь.
Как сделать самим иконостас
Инструкция
1
Иконостас должен быть сделан в несколько рядов и расположен в углу ближе к востоку. Первый ряд должен обязательно состоять из образа Спасителя и Божьей Матери, держащей младенца на руках.
2
Второй ряд называется «деисусный». На нем должны располагаться иконы меньшего размера, но их должно быть больше по количеству. В центре икона Спаса в силах, справа от него образ Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, слева — икона Божьей Матери. По бокам расположите святых архангелов.
3
Третий ряд – «праздничный». На нем иконы с изображением Благовещения, Рождество Христово, Преображение, Распятие и др.
4
Четвертый ряд – «пророческий». В центре расположите Богоматерь с младенцем на троне, по сторонам пророков.
Пятый ряд - «праотеческий». В центре - "Ветхозаветная Троица", по сторонам праотцы. Может быть и больше рядов – всё на ваше усмотрение.
5
Крепить можно прямо на стену, для этого с помощью перфоратора сделайте отверстия в стене, вбейте дюбель, в него вставьте шуруп или винт и прикрепите иконы.
6
Также можно сделать иконостас на полотне из дерева. Для этого нам понадобится ДВП, дрель и шуруп. С помощью дрели просверлите отверстия, закрепите шуруп.
7
Украсить иконостас можно чистым белым полотенцем. Для завершения – поставьте церковные свечи.

Совет 4 : Как устроить домашний иконостас

Рано или поздно, у большинства православных людей появляется желание сделать свой небольшой уголок для молитв. К созданию домашнего иконостаса надо подходить обдуманно. Просто хаотично установить иконы нельзя. Нужно соблюдать несколько несложных правил.
Как устроить домашний иконостас
Вам понадобится
  • Икона Иисуса Христа
  • Икона Богоматери
  • Другие иконы, по желанию.
Инструкция
1
Количество икон в домашнем иконостасе должно быть не менее двух. Лучше всего, если это будут образы Иисуса Христа и Богоматери. Эти иконы обязательно должны присутствовать в каждом доме. Помимо этих икон, неплохо было бы держать образ святых, в честь которых названы жильцы дома, а также образы местночтимых святых. Необходимо заметить, что икону Николая Чудотворца почитают наравне с ликом Спасителя и Божьей Матери, а присутствует она в каждой православной семье. Располагая иконы в доме, следует руководствоваться принципом иерархии. Сверху всегда должны быть образы Иисуса Христа, Святой Троицы, Богоматери. Икона Богоматери должна стоять слева от иконы Господа.
2
Если у вас есть писанные и распечатанные иконы, отдайте предпочтение первым. Благодаря духовной связи иконописца, созданная им икона ценится гораздо выше чем любая фабричная.
3
Оформление икон украшениями. Зачастую иконы помещают в так называемые киоты (их украшают басмой, как это делают во многих церквях). Очень часто встречается отделка ризой. Также иконы могут украшаться живыми цветами. На праздники Пятидесятницы и Святой Троицы иконостас украшают веточками березы, как символ процветающей Церкви. Большие иконы обрамляют белыми или вышитыми полотенцами.
4
Выбор места для икон в доме. Пришествие Христово ожидается с востока, потому молиться следует лицом к нему. Соответственно, иконостас должен находиться именно в этой стороне, желательно в углу. При расположении дома вне восточной стороны, красный угол можно обустроить, ориентируясь на ближайшую церковь. Если же на востоке находятся проход и окна, то можно установить иконостас на любой стене жилища, ведь в церкви иконы расположены на всех стенах. Необходимо лишь соблюдать некоторое расстояние перед иконами, чтобы чувствовалась полная свобода и раскрытость в молитве. Подле икон нельзя ставить технику и предметы интерьера, символизирующие мир.
Видео по теме
Обратите внимание
Вверху всегда должна быть икона святой Троицы. Перед иконами недопустимы ссоры, недостойное поведение, скандалы. Домашний иконостас желательно увенчать крестом. Кресты также помещают на косяках дверей. Если икона или церковная утварь пришли в негодность, их ни в коем случае нельзя просто выбросить.
Полезный совет
Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.  Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.
Источники:
  • Официальный сайт Русской Православной Церкви
  • иконостас в квартире

Совет 5 : Как сделать домашний иконостас

Каждый дом - маленький храм. И в нем должен быть свой иконостас. Но повесить иконы просто так, чтобы было красиво, нельзя. Есть определенные правила размещения святынь в помещении.
Как сделать домашний иконостас
Вам понадобится
  • - лист ватмана;
  • - фломастеры;
  • - клей;
  • - иконы.
Инструкция
1
Перед тем, как вешать в доме иконы, освятите помещение. Первый раз это должен делать только служитель церкви. Батюшка обойдет все комнаты, читая молитвы, и окропит стены святой водой. После этого Таинства в доме не должно совершаться греховных дел - пьянства, табакокурения, сквернословия. Иначе обряд придется проводить заново.
2
Иконы, купленные в сувенирной лавке, нужно обязательно освятить в церкви. Только после этого их можно вешать дома. Святыни, приобретенные в православном храме, повторно освящать не надо.
3
Крепить иконы нужно на стене, которая выходит на восток или юго-восток. Связано это с тем, что человек молящийся должен быть обращен лицом к той стороне света, где восходит солнце. С той же стороны верующие ожидают второе пришествие Иисуса Христа. Если подходящей поверхности в доме нет - ориентируйте святыни на ближайшую церковь.
4
Для иконостаса потребуется несколько святынь. Два изображения Спасителя, два - Пресвятой Богородицы, икона Благовещения Пресвятой Богородице, иконы Иоана Предчети, почитаемых святых и двунадесятых праздников.
5
Возьмите лис ватмана и нарисуйте в центре Царские врата (двери, через которые Иисус Христос невидимо проходит в Святых Дарах). На них прикрепите икону Благовещения Пресвятой Богородице. Справа от святых дверей повесьте лик Спасителя, слева - Пресвятой Богородицы. Это основной, средний ряд иконостаса.
6
Праздничным называется ряд святынь, расположенный над Царскими вратами. Разместите там иконы двунадесятых праздников.
7
Деисусный чин - самый верхний ряд икон. В центре прикрепите большое изображение Спасителя. Справа и слева от него - лики Богородицы и Иоана Предчети.
8
В самой нижней части иконостаса изобразите Честный и Животворящий крест Господен. Его можно вырезать из церковного календаря и приклеить. Или нарисовать самостоятельно фломастером.
Видео по теме

Совет 6 : Как оформлять иконостас

Иконы – произведения искусства и не только, через них можно обращаться к Богу с молитвами, просьбами, искать помощи и утешения. Поэтому очень важно расположить их в правильном порядке, сделав свой домашний иконостас, который станет защитником дома и его обитателей.
Как оформлять иконостас
Инструкция
1
Выберите для домашнего иконостаса восточную стену дома. Если это затруднительно, иконы можно разместить в любом легкодоступном месте, где могут собраться для молитвы несколько человек.
2
Проследите, чтобы рядом с иконостасом не стояла бытовая техника: телевизор, музыкальный центр, компьютер, а также не было фотографий, постеров, плакатов и картин светского характера.
3
Украсьте иконостас живыми цветами или веточками вербы. Не стоит располагать рядом с иконами кактусы и другие колючие растения.
4
Традиционно домашние иконостасы обрамляют вышитыми вручную полотенцами. Можно повесить рядом изображения храмов, умиротворяющих пейзажей и виды Святой Земли.
5
Обратите внимание, что иконы лучше располагать на твердой поверхности, а не вешать их на стену. Раньше иконостас было принято размещать в специальном шкафчике – киоте. Его может заменить обычная книжная полка. Главное – чтобы книги на ней стояли только богословские.
6
Расположите перед домашним иконостасом лампаду. Ее следует зажигать во время молитв, в воскресные дни и во все церковные праздники.
7
Для домашнего иконостаса обязательны изображения Богородицы и Спасителя. Следует приобрести иконы своих святых (именами которых названы члены семьи) и особо почитаемого Николая Чудотворца, который является заступником детей, матерей, незаслуженно обиженных, а также больных, узников и путников.
8
Если хотите создать полный иконостас, то надо его дополнить изображениями святых евангелистов, пророка Илии, Архангелов Гавриила и Михаила, святого Иоанна Предтечи, целителя Пантелеймона и иконами, посвященными церковным праздникам.
9
Существует несколько строгих правил по расположению икон в домашнем иконостасе, которых следует придерживаться. Расположите по центру изображение Спасителя (она по размеру должна быть самой большой). Слева разместите Богородицу с младенцем, как это принято в классическом иконостасе. Выше можно расположить только Распятие или икону Святой Троицы. Остальные образы расположите чуть ниже или по бокам основных икон. Весь иконостас принято венчать крестом.
10
Если у вас несколько комнат, разместите домашний иконостас в самой большой. Но в остальных обязательно надо повесить по иконе, а на дверных косяках – кресты.
Обратите внимание
Если какая-либо икона пришла в негодность, ее надо отнести в церковь, но ни в коем случае не выбрасывать.

Совет 7 : Как в квартире ставить иконы

В каждом православном доме почетное место должно уделяться иконам, независимо от статуса и состояния семьи. Это может быть скромная полочка или даже целый иконостас. Расположение икон в помещении не является случайным, красный угол должен располагаться в определенном месте, чтобы домочадцы могли обратить мысли к Богу и направить благие помыслы к небесам.
Как в квартире ставить иконы
Инструкция
1
Следует знать, в каком месте должны располагаться иконы в квартире. При обращении человека с молитвой он должен становиться лицом на восток. Следуя данному обычаю, восточная стена комнаты является правильным местом для расположения икон. Однако не всегда планировка квартиры может позволить это сделать, так как на восточной стороне могут размещаться окна. Не ставьте икону рядом с окном и батареей, это приведет к ее порче из-за жара и сквозняков.
2
Нет ничего страшного, если вы расположите иконы в другом месте комнаты, так как искренняя молитва все равно будет услышана, независимо от того, в каком месте висит святой образ. Перед иконой должно быть достаточно свободного места, чтобы молящиеся могли погрузиться в свои мысли и просьбы, не отвлекаясь при этом на тесноту и неудобства.
3
Рядом с иконами не должно быть светских книг, телевизора, плакатов, статуэток, календарей и картин. Перед иконами поставьте или подвесьте лампадку. Образ Господа Бога должен находиться в вещественном сиянии света и напоминать вам о его свете на небесах. Зажигайте лампаду во время молитвы и в канун праздников. В воскресные дни и божественные праздники оставляйте ее гореть в течение всего дня.
4
Расположите мерную икону у изголовья кровати, чтобы хранить и беречь покой спящего, наполняя его чистыми помыслами. Икона может располагаться и в прихожей над входом в дом, и в гостиной, и даже на кухне (чтобы можно было помолиться перед приемом пищи или после него). Повесьте иконку Ангела-Хранителя в детской комнатке, она будет оберегать ваше любимое чадо.
5
Запомните, не следует вешать иконы святых выше, чем образ Богородицы с младенцем на руках и Спасителя. Выше них можно расположить лишь Святую Троицу. Икона Спасителя должна располагаться справа от человека молящегося, соответственно Богородица слева. Изображения остальных святых следует расположить ниже, при этом соблюдая иерархию.
Источники:
  • где дома ставить иконы

Совет 8 : Какие иконы должны быть дома

На вопрос о том, как отличить православного христианина от всех прочих людей, 9 из 10 человек ответят: «У православных христиан дома есть иконы». Конечно, само по себе наличие икон не делает человека христианином, но иметь их в своем жилище необходимо.

Содержание статьи

Домашний иконостас
Иногда говорят, что христиане «поклоняются иконам». Это не так. Молясь, человек обращается не к самой иконе, а к тому, кто на ней изображен: Спасителю, Богоматери, какому-то святому. Взгляд на икону помогает сосредоточиться, конкретизировать образ того, к кому взывает молящийся.

Набор икон

В домашнем иконостасе обязательно должны быть иконы Спасителя и Божьей матери. Наличие икон святых не столь обязательно, но желательно. Это могут быть образы всех тех святых, которые покровительствуют членам семьи – соответственно именам, данным при крещении.

Можно приобрести иконы тех святых, к которым члены семьи обращаются особенно часто. Например, в доме военного может быть икона св. Дмитрия Солунского, св. Федора Стратилата, св. Александра Невского или другого святого-воина, в доме врача – икона св. Пантелеймона целителя или св. Космы и Дамиана. Наконец, христианин может испытывать особое почтение к святому, подвиг которого произвел на него сильное впечатление – изображение этого угодника Божьего тоже может быть в домашнем иконостасе.

Приобретая иконы, нужно воспринимать их как святыни, а не как ценные вещи или украшение интерьера. Не стоит гнаться за дорогими или редкими иконами. Совершенно не соответствуют христианскому духу иконы из драгоценных металлов, которые продаются в ювелирных магазинах. Принять такую икону в качестве подарка можно, но приобретать самому не стоит.

Лучше всего покупать иконы в церковных лавках, где они продаются уже освященными. Кроме того, там точно не продадут сомнительные изображения «народных святых», не канонизированных церковью.

Где поместить коны

В старину иконы размещали в восточном углу главной комнаты – его называли «красным углом». Это связано с тем особым символическим значением, которое придается восточной стороне в Библии: на востоке Бог насадил Эдемский сад, к восточным вратам Дома Господня дух приводит пророка Иезекииля и т.д.

К сожалению, расположение окон и дверей в современных домах не всегда позволяет поместить домашний иконостас в восточном углу. В таком случае он может находиться в любом другом месте. Главное, чтобы для икон была выделена отдельная полка, куда никто не будет ставить фотографии, картины, репродукции, статуэтки и другие светские предметы.

Не следует помещать иконы рядом с телевизором, плеером или компьютером, ведь эти предметы ассоциируются с мирской суетой. Поставить иконы на книжную полку допустимо, но только при условии, что содержание книг, стоящих на ней, не противоречит христианскому вероучению. Нельзя допускать, чтобы рядом с иконами висели плакаты или календари с изображением певцов, актеров и других светских кумиров.

Совет 9 : Как расположить иконы на домашнем иконостасе

Где можно разместить иконы в доме

Как расположить иконы в доме

Видео по теме

Совет 10 : Как подобрать полку для иконостаса

Настала пора отпусков и путешествий. В пути вы наверняка посетите культовые религиозные сооружения. Если вы посещаете православные места - не забудьте приобрести икону. А хранить ее нужно на специальной полке.
Иконостас
Вам понадобится
  • Иконы (рекомендуется несколько).
  • Полка для иконостаса.
  • Небольшое количество инструментов.
Инструкция
1
Выбирая полку для иконы, нужно учесть, насколько глубока вера вашей семьи. По правилам домостроя, иконостас надо размещать в каждой комнате дома. То есть одной маленькой иконы недостаточно, потребуется хотя бы их минимальный набор для дома.
2
Полку для икон размещают на возвышении, но для этого не подойдут книжные шкафы, телевизоры, микроволновки и другие свободные места. Нужно сделать специальный уголок, расположенный по религиозным правилам. Пусть у вас в доме будет всего один угол для молебна, но его надо оформить особым образом.
3
Устройте саму полку. Необязательно делать ее вручную. Если у вас нет способностей - ее можно купить. Существуют специальные полки для иконостаса. В храмах и церквях они являются сложными с конструктивной точки зрения, и в данном случае будут стоить от 2000 рублей. В быту используют более скромный иконостас и часто обходятся одной полкой.
Видео по теме
Обратите внимание
Не рекомендуется вешать иконы. Также рядом с ними не ставят фотоснимки.
Полезный совет
Решая, как выбрать полку для иконы, часто обращаются к мастерам данной сферы. Это хороший вариант, но и религиозные магазины тоже предлагают неплохой, вполне подходящий ассортимент.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500