Читая памятники древнерусской литературы, современный человек с трудом понимает смысл пространных, сложных предложений. А прочитать такое высказывание с правильной интонацией при первом прочтении практически невозможно. Ведь в древнерусском языке не было запятых.

Запятые необходимы в тексте для обособления вводных конструкций, обращений, причастных и деепричастных оборотов. Например: "Поработав, хочется отдохнуть".


Еще одна важная функция, которую выполняют запятые – разделительная. Именно при помощи запятых на письме отделяются друг от друга простые предложения в составе сложного. Например, "[упали крупные капли дождя], и [блеснула молния]".

Запятые также указывают на перечисление однородных членов. Например: "В лесу росли и дубы, и осины, и березы".

Постановка запятых необходима для точной передачи информации и сохранения первоначального смысла высказывания. Ярким подтверждением этому служит уже ставший хрестоматийным пример: «Казнить(,) нельзя(,) помиловать». Здесь от постановки запятой зависит семантика всего высказывания.

Запятые также являются первыми помощниками при чтении текста. Они информируют читателя о том, где нужно сделать паузу, а где, наоборот, ускорить темп речи. Эти знаки препинания указывают на обороты и конструкции, которые необходимо интонационно выделить. Например: "Тишина на рассвете не успокаивала, а, напротив, усиливала его волнения".

Правильная постановка запятых в предложении зависит от соблюдения норм синтаксиса. Но иногда для достижения наибольшего художественного эффекта писатели могут пренебречь установленными правилами и поставить запятую там, где считают нужным. Ярким примером этому может служить предложение из романа М. Горького «Жизнь ненужного человека»: "Отстань, — будет, — брось!; Народ идёт, — красные флаги, — множество народу, — бессчётно, — разного звания".