Возраст от трёх до пяти лет характеризуется эмоциональным наполнением личности ребенка. Чувства уже не просто проживаются, но начинают называться и проговариваться вслух. Дети уже не просто ищут себя в иерархии отношений, но и сами стремятся эти отношения выстраивать. И здесь речь идёт не только о семье, но и о просто знакомых и ровесниках. На этом опыте происходит формирование таких категорий как вина, совесть, переживание. Дети учатся выражать свои чувства, говорить о них, и стремятся услышать о чувствах других по отношению к себе. Поэтому часто задают вопрос «любишь ли ты меня?», а также сами проявляют нежность, сочувствие, сострадание.

Помимо выстраиваний отношения с другими, дети также учатся выстраивать отношения с самим собой. В этом возрасте они способны долгое время занимать себя сами, играть наедине в ролевые игры, фантазировать. Это естественный и нормальный процесс, но при неблагополучном течении жизни он становится фактором, усиливающим фантазии и переживания негативного характера.

Сказочные персонажи в страхах детей появляются ещё ранее трёх лет, но сейчас они появляются и в дневное время. Помимо известных всем персонажей, фантазии ребенка могут рождать и выдуманных чудовищ. Также этот возрастной период характеризуется довольно устойчивой триадой страхов: одиночества (потери любви), темноты и замкнутого пространства.

Несмотря на привязанность к обоим родителям (при условии ровных и доброжелательных отношений в семье), дети ближе к четырём годам выделяют родителя противоположного пола. Это так называемый «комплекс Электры» - у девочек, и «Эдипов комплекс» - у мальчиков. При недостаточной эмоциональной близости с родителем противоположного пола у ребенка могут появиться страхи Бабы-Яги или Волка, Бармалея – как переживание дефицита внимания и теплоты. Мужские и женские персонажи соответственно отождествляются с папой и мамой.

Практические советы

1.       Самой главной профилактикой страхов в этом возрастном периоде всё также остаётся эмоциональная стабильность и спокойствие в семье, ровные отношения. Это тот самый ресурс, который помогает ребенку самостоятельно справиться с возрастными особенностями, с новыми переживаниями, это состояние защиты и опоры в жизни.

2.       Помимо этого важно помнить, что малышу становится важным умение членов семьи выражать свою любовь друг к другу и к самому ребенку. А там же умение принимать эту любовь. Не оставляйте без внимания стопятидесятое упоминание малыша про нежность, испытываемую к вам: обнимите, поцелуйте, поблагодарите, признайтесь в ответном чувстве. Чем больше наши дети слышат, как их любят, тем сильнее и смелее они становятся.

3.       Никогда своим поведением и словами не давайте понять своему малышу, что вы можете его не любить. Самое страшное, что может услышать ребенок: «Я не люблю тебя» или «Если ты будешь так себя вести, я не буду тебя любить». Ведь ту же самую фразу можно произнести совсем по-другому: «Я огорчаюсь, когда ты плохо себя ведешь, потому что я люблю тебя» - смысл один и тот же, а воспринимается совсем по-другому.

4.       Страх темноты идёт ещё из тех времен, когда она таила в себе спрятавшихся хищников и другую опасность. Выживал тот, кто умел предугадать эти опасности и вовремя на них отреагировать. Так или иначе через страх темноты проходят все дети, и это нормально. Переживать нужно тогда, когда этот страх становится навязчивым. И правильные действия тоже зависят от того, насколько этот страх укоренился внутри. Одним деткам может хватить просто ночника рядом и разрешения включать и выключать его по своему усмотрению – одна лишь возможность управлять темнотой и светом порой решает проблему. А другим детям возможно потребуется гораздо больше помощи и поддержки в этом деле. Не бойтесь лечь рядом с ребенком или пригласить его в свою постель, разрешайте оставлять приоткрытой дверь, десять раз за вечер убедитесь, что в шкафу никого нет, трехсотый раз расскажите, что вы никому не дадите в обиду своего маленького сына или дочку. Взрослым бывает трудно выдержать все эти ритуалы, но детям гораздо сложнее справиться со своими ужасами перед темнотой и беззащитностью – это стоит помнить всегда.

5.       У родителей должно быть четкое правило – никогда не наказывать ребенка, запирая его в темной комнате или кладовке. И даже многим известные тайм-ауты в отдельной комнате должны быть исключены в этом возрасте. Взрослые быстро видят силу воздействия таких наказаний, но не всегда понимают силу его последствий: усугубление страхов, паник, заикания, нервные тики.

6.       Возраст от трех до пяти лет – это период, когда работу со страхами можно вести через образы и творчество. Дети в это время отзывчивы на любые игры. Рисуйте страхи вместе, лепите из пластилина, давайте им имена, играйте с ними, приручайте их, заботьтесь о них вместе с ребенком. Придумывайте свои сказки взамен «страшным» - пусть у ребенка будут варианты различных развитий событий.