Возраст от года до трех лет характеризуется повышением самосознания, отделением своего Я от других, начинает формироваться понимание различий между мальчиками и девочками, взрослыми и детьми.  Ближе к двум годам у малышей просыпается ощущение «моё. В этом возрасте дети ещё не нуждаются в большом количестве людей вокруг, в том числе сверстников, но в отличие от первых месяцев жизни, когда младенцу необходима была в первую очередь мама, значительную роль в развитии начинает играть вся семья в целом. Этот проживаемый опыт способствует выстраиванию системы иерархии в отношениях с близкими, усваиваются способы взаимодействия и общения. Соответственно, если ситуация в семье нестабильная и эмоционально напряженная, это способствует повышенной тревожности, что выражается в общем состоянии малыша. Это период страхов связанных с переживанием одиночества, незащищённости. Ближе к трём годам появляется боязнь засыпать.

Второй важный фактор в период от года до трёх лет – это активно развивающиеся навыки владения своим телом: умение ходить, говорить, использовать предметы, контроль над физиологическими функциями. Около трёх лет, когда навыки взаимодействия с внешним миром становятся более отработанными, появляется знакомое всем «я сам». Ещё раньше дети начинают осознавать такие ощущения как «холодно», «острый», «больно». Посещение поликлиники, где пришлось пережить болезненную процедуру, может закрепить самый актуальный для этого возраста страх людей в белых халатах и уколов. Сюда же можно отнести страхи насекомых, падений, огня и любой ситуации, которая потенциально может вызвать болезненные или неприятные ощущения в теле.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

1.       Очень значимой в этом возрасте становится атмосфера в доме. В бесконфликтной и жизнерадостной семье малыш чувствует себя комфортно, он способен активно развиваться и спокойно проживать какие-то травмирующие ситуации. Семья в таком случае становиться гарантом устойчивости и безопасности окружающего мира.

2.       Малыши от года до трех лет продолжают быть эмоционально привязанными и зависимыми от мамы и других близких членов семьи – для них это жизненно необходимая потребность, поскольку выстраивание отношений с остальным миром ещё не сформировалось. Поэтому любая ситуация, нарушающая стабильность, будет воспринята болезненно. Из самых стрессогенных здесь можно выделить рождение следующего ребенка в семье, начало посещения детского сада и помещение в стационар (особенно без мамы) – если этого невозможно избежать, необходимо с искренним пониманием отнестись к переживаниям малыша и предпринять все возможные меры, чтобы больше быть с ним, проявлять свою любовь, заботу и защиту. Чаще играйте с ним, разговаривайте, обнимайтесь, веселитесь, старайтесь порадовать – тогда любые страхи улетучиваются быстро.

3.       Наберитесь терпения, если кроха не дает вам даже выйти из комнаты. Чтобы отпустить вас, ему нужно сначала дорасти до полного понимания, что мир безопасен, а вы никуда не исчезните. И они дорастают, уверяю вас – всему своё время.

4.       Страх уколов и врачей является отображением естественной человеческой потребности избегать боли. Впервые обозначив эти ощущения ближе к году, человек всегда будет относиться к ним как к опасности. И это нормально! Здесь важно не избавить своих детей от этого страха полностью, а помочь им с наименьшим стрессом прожить этот опыт. Для этого никогда и никого не пугайте докторами, а пытайтесь создать положительный и добрый образ человека в белом халате. Играйте в «больничку», вместе «лечите» зайчиков и мишек, расскажите об этой профессии и какие-то истории из жизни докторов. Объясняйте для чего выполняется та или иная процедура, как долго она будет длиться – даже если ребенок ещё не способен всё понять, сама ваша уверенность и тембр голоса поможет ему успокоиться и настроиться. И никогда не оставляйте в этом возрасте своего кроху одного наедине с врачами, берите его на руки, поглаживайте, разговаривайте.

5.       Отдельным пунктом хотелось бы выделить фактор, который может повлиять на общее тревожное и неудовлетворенное состояние ребенка. Как уже говорилось ранее, от года до трех лет наши дети активно осваивают пространство и возможности своего тела. Если в этот период родители многое запрещают, не позволяют реализовать свои желания, пробовать что-то новое, предпочитают сделать все за ребенка, они мешают удовлетворению значимой потребности возраста – познавать мир и себя через «делание», взаимодействие с предметами. Неудовлетворенная потребность всегда приводит к повышению общего уровня тревожности. Поэтому самым разумным здесь будут запреты только в исключительных случаях, когда некая деятельность принесёт вред малышу или, например, когда мама действительно опаздывает. В остальных случаях мойте полы вместе, дайте застегнуть эту неподдающуюся пуговицу, налить молоко в кружку и даже порезать ножом хлеб. Всё под присмотром, всё вместе, но не вместо ребенка.