Порядок действий


Как правило, в образовательной программе начальной школы детей учат сначала находить корень слова. Однако такой подход неверен, так как приводит к возможным ошибкам в поиске морфем в слове. Последовательность действий должна быть следующей:


1. Определите часть речи, к которой относится слово. Это важно сделать сразу. Например, если лексема неизменяемая, то окончание будет отсутствовать. Также не поленитесь вспомнить особенности образования такого типа лексем.


2. Далее найдите окончание. Для этого необходимо подобрать максимальное количество вариантов с разными окончаниями, после чего графически выделить окончание.


3. Обозначьте имеющиеся суффиксы и постфиксы, которые всегда расположены перед окончанием. Не забывайте, что одни и те же части речи часто образуются по одной модели и имеют одинаковые формообразующие суффиксы, которых может быть более двух.


4. Если вы правильно выполнили два предыдущих действия, то определение основы слова не составит большого труда. Выделите основу графически, подчеркнув все слово кроме окончания, так как данный формообразующий элемент не входит в основу.


5. Обозначьте графически приставку (приставки) лексемы. С целью самоконтроля постарайтесь подобрать несколько вариантов лексем этой же части речи с одинаковыми приставками.


6. Последний этап – выделение корня слова. Обратите внимание на то, что в сложных лексемах может быть два корня. В таком случае не забудьте графически обозначить соединительную гласную.