Совет 1: Как ученые исследуют экзопланеты

Последнее десятилетие 20 века ознаменовалось эпохальным открытием астрономов: почти через 400 лет после смерти Дж. Бруно получила подтверждение его идея о существовании планет за пределами Солнечной системы. Такие объекты были названы экзопланетами.

После того как в 1995 году было доказано наличие планеты у звезды Peg 51, астрономы открывают множество экзопланет каждый год, счет идет на сотни. Для этого у исследователей есть множество способов. Например, если свечение звезды на какое-то время ослабевает, это может быть связано с прохождением планеты на ее фоне. Правда, для этого необходимо, чтобы телескоп был расположен в плоскости орбиты планеты.

Планеты можно обнаружить по гравитационному влиянию, которое они оказывают на свои звезды. Представление о том, что планеты вращаются вокруг звезд, не совсем точно, в действительности вся система движется вокруг общего центра масс. У звезды – самого массивного объекта – это движение наименее значительно, и все же оно есть.

Появление приборов, снабженных ПЗМ-матрицами с большим числом пикселей, позволило использовать для поиска экзопланет микролинзирование. Тела с большой массой – в том числе и планеты – искривляют пространство, в котором движется свет, благодаря чему можно наблюдать небольшое усиление свечения звезды, своеобразную «вспышку», когда между звездой и наблюдателем проходит планета.

Еще один способ применяется при исследовании пульсаров, двойных звезд – словом, там, где речь идет о циклических процессах. Если цикл такого процесса сбивается, значит, в него вмешивается какой-то дополнительный объект, который вполне может оказаться экзопланетой.

Лишь немногие экзопланеты удается непосредственно наблюдать и фотографировать с помощью телескопов. Такие снимки были сделаны в обсерваториях VLT и Gemini, расположенных соответственно в Чили и на Гавайях.

Обнаружить планету и даже подтвердить ее существование недостаточно,  нужно изучить ее свойства. Массу планеты определяют по ее гравитационному воздействию на звезды. Если вокруг звезды вращается несколько планет, доступен еще один способ – изучение их гравитационного влияния друг на друга. По уменьшению светимости звезды при прохождении планеты на ее фоне устанавливают размер планеты. Зная массу и размер, вычисляют плотность, и это позволяет узнать, идет ли речь о газовом гиганте, планете земного типа или о чем-то ином. Анализ спектра света, отражаемого планетой, позволяет судить о составе ее атмосфер. Наблюдая, как планета уходит за звезды, ученые могут оценить распределение тепла по ее поверхности и на основе этих данных составить метеорологическую карту планеты.

Существующие методы исследования, к сожалению, не могут дать ответ на самый интересный вопрос – обитаемы ли экзопланеты. Ученые могут лишь оценить принципиальную возможность возникновения жизни на той или иной планете: на каком расстоянии от звезды она вращается, какова температура на ее поверхности, есть ли там жидкая вода, какова атмосфера – на основании таких данных можно либо полностью исключить наличие жизни, либо предполагать, что на может быть, но не утверждать это. Впрочем, изучение экзопланет только начинается.

Совет 2: Какие планеты входят во Вселенную

Еще два десятка лет назад человечеству были известны только планеты Солнечной системы. Но благодаря появлению орбитальных телескопов наука сделала гигантский шаг вперед, открыв в видимой части Вселенной тысячи новых планет.
Вам понадобится
  • - телескоп.
Поиск новых планет является для астрономов, да и для человечества в целом, не просто вопросом познания мира. Люди не оставляют надежды найти во Вселенной другие цивилизации, и последние исследования значительно укрепили уверенность в том, что человечество не одиноко.
Солнечная система является частью галактики Млечный Путь. Когда вы видите Млечный Путь на небе, необходимо понимать, что это и есть наша галактика. Она имеет форму диска, Солнечная система находится почти на ее окраине.
В нашу звездную систему входят девять планет, в порядке расположения от Солнца: Меркурий, Венера, далее идет Земля, затем Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Первые четыре планеты считаются внутренними планетами нашей звездной системы, остальные – внешними.
Планеты, находящиеся вне нашей Солнечной системы, ученые называют экзопланетами. Благодаря орбитальным телескопам, позволяющим исследовать звездное небо с очень высоким разрешением, на сегодняшний день астрономы смогли обнаружить в нашей галактике более 700 только подтвержденных планет! А с учетом планет, чье существование еще предстоит подтвердить, их число переваливает за 1000!
Ученые стараются изучить характеристики обнаруженных планет. Большинство из них малопригодны для жизни, но есть и такие, которые во многом напоминают Землю. Вероятность того, что на каких-то из них есть жизнь, достаточно велика. При этом следует учитывать, что в нашей галактике более 50 миллиардов звезд – такое количество даже сложно представить. При этом порядка 20 миллиардов из них могут иметь планеты. Такой вывод ученые сделали на основе исследований орбитального телескопа «Кеплер» - у 44% исследованных им звезд были обнаружены планеты. Учитывая общее количество звезд в нашей галактике, становится ясно, что обнаруженные на данный момент планеты являются лишь крошечной частью от их реального количества.
Отыскать планеты в других галактиках очень трудно ввиду их удаленности. Тем не менее, ученые уже уверены, что количество планет в других галактиках исчисляется миллиардами. Об этом говорит общее количество галактик во Вселенной – по подсчетам астрономов, их более ста миллиардов. И в каждой из них ‒ сотни миллионов звезд. Поэтому общее число планет во Вселенной представляется поистине огромным.
На сегодняшний день ученые с достаточно большой уверенностью говорят об открытии нескольких планет в других галактиках. Увидеть их в телескоп невозможно, столь удаленные планеты удается вычислить на основе производимого ими эффекта гравитационного микролинзирования. Наличие планеты вызывает гравитационные искажения света, что удается зафиксировать с помощью чувствительных приборов.
В 2013 году телескоп «Кеплер» вышел из строя. Тем не менее, на основе уже переданных им данных ученые и сейчас продолжают открывать все новые и новые планеты.
Полезный совет
Даже небольшой любительский телескоп позволяет наблюдать за планетами Солнечной системы. В частности, очень интересны наблюдения Марса, Юпитера и Сатурна.