Инструкция
1
Избегайте прямых запретов. Так устроено наше подсознание, что частицу «не» оно не воспринимает. Ребенок не исключение. Когда мы говорим «не трогай», малыш слышит «трогай» и делает то, что ему запрещают. В качестве рекомендации для родителей психологи советуют чаще говорить не запретами, а указанием возможной альтернативы. Вместо постоянного одергивания малыша следует направлять его деятельность: «рисуй, но только в альбоме», «ходи по лужам, но только в сапогах» и т.п. Ищите возможность разрешать чаще, чем запрещать.
2
Не требуйте от малыша прекращения действия. Маленькому ребенку крайне сложно остановится, прекратить то, чем он занимается, даже если родитель настойчиво этого требует. В процессе воспитания лучше перенаправлять активность маленького создания в разрешенное русло. Если малыш все тянет в рот, дайте ему предмет, который можно жевать безопасно; если он ломает игрушки, стукая их об стол, дайте ему в руки детский молоток и пусть стучит им вдоволь. Психологи советуют родителям воспитывать ребенка так, чтобы он мог продолжать действие в разрешенных условиях.
3
Предлагайте альтернативы, а не единственный вариант действия. В периоды формирования воли ребенка ему важно отстаивать свое мнение. Негативизм, когда малыш на все отвечает отказом, доставляет родителям множество проблем. Чтобы не наталкиваться на детское «нет» и легко договориться с ребенком, психологи рекомендуют родителям предлагать выбор: «Ты наденешь футболку или водолазку?» Вы не спрашиваете его, хочет ли он одеваться. Выбирая форму одежды на прогулку, с фактом самого выхода на улицу малыш соглашается автоматически. При такой постановке вопроса он имеет возможно отстоять свое «Я» там, где это не вызовет возмущения родителя.
4
Обговаривайте позитивный результат. Когда родители просят о чем-нибудь своего ребенка, они натыкаются на протесты еще и потому, что выполнять рутинные действия малышу очень не хочется, он не видит от них толк. Именно сам родитель может обрисовать результат от выполненной работы. Если убрать со стола, то за него удобно сесть рисовать; если быстро переодеться в пижаму, то больше времени останется на чтение и разговор перед сном и т.д.
5
Разговаривайте с ребенком на одном уровне. Малыш все время находится физически ниже взрослых, его взгляд постоянно упирается в ноги окружающих. Сами родители за счет разницы в росте больше чувствуют свой авторитет, положение физически выше делает их морально более властными. Но в случае, когда надо договориться с ребенком, лучше быть с ним на одном уровне, чтобы смотреть ему в глаза. Для этого придется или присесть самим до роста своего чада, или поднять его на руки. В таком положении вы и ребенок будете ощущать не властные, а равноправные отношения, договариваться при этом становится намного проще. Установление зрительного контакта также помогает прекратить нежелательное действие, ведь просто слова малыш, увлеченный своим делом, может вовсе не слышать.
6
Сядьте рядом, а не напротив. Положение лицом к лицу часто подсознательно воспринимается как противостояние. Чтобы избежать конфронтации, родителям выгоднее сесть не напротив, а рядом с ребенком. Психологически это снимает напряжение и желание сопротивляться, больше вероятности мирно договориться с ребенком. В случае, когда вы чувствуете, что начинаете спорить с малышом, разорвать зрительный контакт и присесть рядом будет лучшим положением и поспособствует диалогу.
7
Поучаствуйте в игре. Как уже говорилось выше, малышам очень сложно останавливаться или прекращать интересную игру. Чтобы лучше понимать своего ребенка, что с ним происходит, полезно иногда включатся в его игру. Не требуйте чего-то, а просто сядьте рядом, спросите, что он делает, как у него это получается. Как советуют психологи, вместо того, чтобы «стоять над душой», лучше присоединиться к ребенку и помочь ее свернуть.