Найм правильного персонала – тема довольно сложная, если руководитель не проходил специализированного обучения и не владеет необходимыми инструментами для «отделения зерен от плевел».


       Существуют две основные стратегии:


1)      Подбор молодых специалистов и подготовка необходимых кадров внутри компании путем обучения, наставничества, корпоративного коучинга, отлаженной системы мотивации. Выращивание профессионалов в собственной «кузнице кадров».


2)      Найм опытных  специалистов  со стороны, формирование команды из этих сотрудников.


Выбор стратегии определяется  многими факторами, например, сфера бизнеса или срочность решения поставленных задач.


Если руководитель выбирает вторую стратегию, в его коллективе может оказаться сотрудник – «звезда», на которого и делаются основные ставки.


Кто такие «звезды»?


«Звезды» – это ответственные и профессиональные работники, принимающие  участие в основных бизнес - процессах. Это талантливые, успешные сотрудники с наработанной клиентской базой, личными связями, большим опытом и знаниями в той или иной сфере бизнеса, знающие себе цену.  «Звездой» может оказаться сотрудник, владеющий уникальной технологией или специализированными знаниями. 


Руководитель  уверен, что такой сотрудник  своим трудом сможет исправить ситуацию в его  бизнесе и готов «прогнуться» под «звезду».


В чем это выражается?


«Звезда» в компании ведет себя по принципу: «что положено Юпитеру, то не положено быку». Ей прощаются дисциплинарные нарушения,  создаются индивидуальные условия труда, выплачиваются повышенные премии и проценты. Работодатель делает все, чтобы удержать этого работника у себя.


Выгоды найма «звезд»:


Приход такого сотрудника в компанию, как правило, приносит быструю  и ощутимую прибыль:


- повышение числа продаж,


- увеличение среднего чека,


- привлечение в бизнес личных клиентов «звезды»,


- генерация креативных  идей,


- введение новых услуг,


- использование связей этого работника в интересах развития  бизнеса.


Например: риэлтор – «звезда» может приносить  огромную прибыль исключительно от своих личных клиентов, может вывести руководство на застройщика, с которым давно работает, и выхлопотать для компании эксклюзивное право продаж.


Косметолог–«звезда» приведет за собой свою клиентскую базу и внедрит новые технологии, благодаря которым компания сможет расширить линейку продуктов и услуг.


Юрист–«звезда» может оказаться уникальным специалистом в узкой нише, например, в банкротстве, что поможет компании выйти на крупных заказчиков и существенно повысить стоимость услуг.


Получается, нанимать «звезду» выгодно?  С одной стороны, да. Такой сотрудник действительно может  поправить дела компании. Но это лишь временный эффект.


Какие же опасности существуют при найме «звезды»? 


1.      Политика двойных стандартов еще никогда не скрепляла коллектив. Другие работники, как правило, начинают ревновать и завидовать «звезде», видя,  какие условия для нее создал руководитель. Сразу понятно, против кого они будут дружить. Все это крайне отрицательно сказывается на рабочем процессе.


2.      «Звезды» крайне нелояльны к компании и руководителю. Они придерживаются исключительно собственных интересов и остаются на данной работе до тех пор, пока им это выгодно. Немногие исключения лишь подтверждают правило.


3.      «Звезды» подрывают авторитет руководителя, саботируя его распоряжения, оспаривая его мнение и т.п. Руководителю необходимо быть профессионалом экстра-класса и ярко выраженным харизматическим лидером, чтобы добиться уважения от «звезды».


4.      «Звезды» могут стать антилидерами и возглавить оппозицию, если руководитель совершит управленческую ошибку.


5.      Руководитель должен обеспечить «звезде» карьерный рост, поскольку скоро ей станет тесно в предложенных рамках.


6.      Именно «звезды» уходят из компании, прихватив ее наработки и  клиентскую базу, и организовывают собственный бизнес. Из них получаются наиболее сильные конкуренты.


  Выводы:


Безусловно, компаниям  нужны «звезды», ведь именно они – ключевые работники – выдают 80% результата. Но приглашать ли их со стороны или выращивать своих сотрудников, превращая в «звезд» - решать только вам!


Елена Тригуб.