1.      Начните с анализа рынка труда.

1.1.   Посмотрите на работных сайтах вакансии, связанные с вашей профессиональной ориентацией. Внимательно ознакомьтесь с требованиями, задачами, функциональными обязанностями, уровнем оплаты.

1.2.   Получите как можно больше информации о рынке труда по вашему направлению из публикаций: в сети и на тех же работных сайтах можно встретить по многим специальностям обзоры и аналитику о тенденциях на рынке труда по регионам.

1.3.   Возможно, вы увидите, что для соискания интересной работы вам не хватает какого-либо умения или знания (чаще всего это может быть владение специализированной программой, системой и т.п.), которое можно получить, пройдя дополнительное обучение в достаточно короткие сроки.

2.      Определите свой уровень притязаний.

2.1.   Сформулируйте  список, по вашему мнению, подходящих должностей, которые могли бы вас заинтересовать. Соблюдайте общепринятые формулировки в названиях. По стандартным названиям искомой должности вас легче смогут найти работодатели.

2.2.   Обратите внимание, у одинаковых вакансий в разных организациях разные оплаты, не обольщайтесь найти большую при равных условиях. Они все разные. Основное отличие в уровне ответственности, в наборе обязанностей, в наличии дружественной сотрудникам социальной политики компании (оплата обедов, спортивных клубов и т.п.).

2.3.   Критично отнеситесь к своей кандидатуре, если вы претендуете на позицию, которую вы никогда не занимали (вы хотели бы более высокий уровень в иерархии или хотите себя найти в новой профессии). Это возможно. Но должны быть основания: тщательно подберите все обязанности, навыки из вашего имеющегося опыта, которые вы будете использовать для обоснования своей кандидатуры.

3.      Если вы имеете основания претендовать на несколько различных позиций, подготовьте соответствующие резюме по каждой.

3.1.   Даже если вакансии почти одинаковые, рекрутёру важнее увидеть сначала то, что требуется в описании его вакансии, и потом уже будет готов оценить другие ваши умения и навыки.

3.2.   В каждом резюме на интересующую должность вам надо из вашего профессионального опыта выбрать наиболее отражающий опыт именно по выбранной позиции: функциональные обязанности, результаты деятельности, полученные навыки.

3.3.   Обо всех остальных оставляйте общие упоминания.

4.      Разместите резюме на работных сайтах.

4.1.   Формат резюме вам предложит сайт, на котором вы решите разместить о себе информацию. Мне, кажется, самыми эффективными сайты http://www.superjob.ru/, http://hh.ru/ - имеет свой выход в социальные сети, http://www.job-mo.ru – для поиска работы в Московской области.

4.2.   Есть ресурсы, которые собирают все заявленные вакансии, находящиеся в открытом доступе. Например, http://ru.indeed.com/

4.3.   Вы можете воспользоваться ресурсом социальных сетей. Сейчас это стало распространённой возможностью для поиска работы.

4.4.   Вы можете обратиться напрямую в интересующую вас компанию, даже если там нет открытых вакансий. Многие компании могут позволить себе выбирать специалистов впрок, формируя базу данных, предлагая гибкие способы «захода» в компанию.

5.      Вы выбрали вакансию, на которую решили откликнуться.

5.1.   При рассмотрении заинтересовавшей вас вакансии, обратите внимание, возможно, ваше имеющееся резюме потребует корректировки: лучше использовать ту же терминологию в описании своего опыта, которая используется в описании вакансии.

5.2.   Зайдите на сайт компании. Ознакомтесь с новостями. Обратите внимание, если там раздел о карьере. Сколько вакантных мест, и какого профиля. Если вакантных мест много, то это может быть как плохо (высокая текучесть кадров), так и хорошо (развитие компании). Проведите аналитику.

5.3.   Посмотрите, что публикуют о компании в СМИ, нет ли её в черных списках. Многие компании присутствуют в социальных сетях. Порасспрашивайте.  

5.4.   Обратите внимание, если работодатель сформулировал к кандидату жёсткие требования, указал восклицательные знаки, употребил слова «только», «обязательно» - значит, так и есть. Смиритесь. Не тратьте время ни рекрутёра, ни своего.

5.5.   Если жёсткие и запрещающие условия не установлены, вы можете попробовать предложить свою кондиатуру, но при условии не значительных расхождений, не больше одного-двух, но по всем остальным должно всё соответствовать.

6.      Напишите сопроводительное письмо.

6.1.   Сопроводительное письмо должно быть лаконичным и информативным. Пишите о себе, а не о том, как хороша и привлекательна компания, и как давно вы мечтали в ней работать. На это уже никто не ведётся.

6.2.   Цель сопроводительного письма: очень коротко предоставить информацию о том, что ваша кандидатура отвечает заявленным требованиям (указываете ваш стаж работы в отрасли и/или в подобной должности), ваш опыт работы позволяет решать поставленные задачи (указывайте конкретные результаты вашей предыдущей деятельности (это уместно по многим позициям в маркетинге – доля рынка, в сфере продаж - % увеличения клиентской базы или продажи в денежных единицах, при соискании на топ-позиции – увеличение капитализации компании и т.п.).

6.3.   В случае, если вы никогда не занимали должность, соответствующей вакансии, напишите конкретный стаж соответствующих должностных обязанностей, которые вы выполняли на постоянной основе в рамках другой должности или на других должностях на различных местах работы (перечислить надо не больше двух очень значимых мест для аргументации).  

6.4.   Если вы понимаете, что по какому-то критерию не подходите, напишите это в письме и укажите, почему вы решили откликнуться на эту вакансию, не имея полного соответствия с требованиями. Извинитесь, если данное условие непременное. Рекрутёр сам решит, открывать ваше резюме или нет. Все приличия соблюдены.

7. Что можно.

7.1.   Выше изложены стандартные правила. Если у вас есть основания не следовать им, напишите в сопроводительном письме упоминание, что вы не совсем подходите по заявленным требованиям (по многим), но имеете ЭТО (обязательно указать что именно), что позволит работодателю заинтересоваться вами.

7.2.   Возможно, вы сможете написать какой-то необыкновенный текст, который сразу привлечёт работодателя, но если не получается - не выдумывайте, соблюдайте стандартные правила.

7.3.   Пламенное письмо вы можете написать в компанию, если компания вам действительно нравится, но у неё нет сейчас открытых вакансий. Или это возможно при каких-либо не стандартных, связанных с креативом и творчеством профессиях. Но вы должны указать конкретную пользу, которую можете принести компании в установленные сроки.

7.4.   Позвонить или написать письмо  с вопросом получено ли ваше резюме и было ли рассмотрено.

8.      Что точно не следует делать.

8.1.   Не следует в сопроводительном письме (или позвонив по указанному телефону) просить работодателя о личной встречи, на которой ему будет очевидно как вы хороши, и обещать, что вы точно справитесь с работой, хоть и не соответствуете требованиям вакансии.