Совет 1: Почему выпадают осадки

Выпадение осадков – явление настолько привычное и распространенное, что о природе его задумывается не каждый. На самом деле осадки – это результат сложного и длительного процесса, начинающегося с взаимодействия Солнца и Земли.
Образование осадков начинается с того, что солнечные лучи согревают поверхность Земли. Это приводит к парообразованию – испарению воды рек, озер, морей и океанов. Процесс парообразования непрерывен, он происходит в любое время суток при любой температуре.Теплый воздух, наполненный влагой, поднимается вверх. В атмосфере происходит его остывание. При низких температурах воздух не может удерживать микроскопические частички воды, поэтому они преобразуются в ледяные кристаллы или капли, которые скапливаются и образуют тучи. Этот процесс называется конденсацией. После того как водяной пар преобразуется в жидкость, он сталкивается с частицами пыли, находящимися в воздухе. Капля образуется вокруг такой частицы, потому что пару нужна поверхность, чтобы произошла конденсация. Образованию капель способствуют также маленькие частицы снега и льда в атмосфере.По мере скопления влаги тучи растут. Наконец, капли становятся настолько большими, что воздушные массы не в силах их удерживать, тогда они проливаются на землю в виде дождя.Если температура в атмосфере ниже нуля градусов, то частички пара замерзают. Кристаллы льда, которые при этом образуются, не превышают 0,1 мм. При падении они увеличиваются в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом кристаллы могут вертикально передвигаться в атмосфере, таять и кристаллизироваться вновь. Из-за этого появляются новые формы кристаллов, называемые снежинками.На высоте выше 5 километров и при температуре -15 градусов и ниже происходит процесс образования града. Он выпадает, когда капли дождя опускаются и поднимаются в вихре холодного воздуха, замерзая при этом все больше. На землю выпадают не капли, а снежные шарики – градины. Град накапливается в облаках и удерживается восходящими потоками воздуха. Чем дольше процесс формирования градин, тем крупнее они становятся.

Совет 2: Почему в Омске выпал белый порошок

Время от времени жители разных регионов России становятся свидетелями труднообъяснимых аномальных явлений. Например, жители Омска в этом году уже дважды наблюдали непонятного вида осадки – зимой 2012 года в одном из поселков под Омском неоднократно выпадал черный снег. А в августе этого же года жители города с удивлением наблюдали белый порошок, появившийся на улицах.

В один из дней августа жители Омска, выйдя на улицу, обнаружили во дворах своих домов порошок белого цвета и совершенно непонятного происхождения. Осадки по своему виду и размеру частиц очень напоминали обычный стиральный порошок. Вещество толстым слоем лежало на подоконниках, листве, капотах автомобилей. Городские службы, отвечающие за экологическую безопасность, отобрали пробы неизвестного вещества и передали их в лабораторию Роспотребнадзора для проведения исследования.

Главное управление МЧС Омска предварительно предположило, что источником аномальных осадков стал выброс на местной теплоэлектростанции или на одном из предприятий промышленной зоны, расположенной на севере города. До окончания исследования материала МЧС рекомендовало родителям и дошкольным учреждениям ограничить прогулки детей.

По результатам лабораторного исследования было установлено, что выпавший в Омске порошок является мелкокристалическим алюмосиликатом, не содержащим опасных для здоровья и экологически вредных минеральных фаз и токсичных включений. По сообщению Роспотребнадзора, пробы воздуха и почвы также соответствуют санитарным нормам.

Алюмосиликаты представляют собой группу нетоксичных природных или синтетических веществ, широко распространенных в природе и применяемых во многих отраслях промышленности. Предположительно ситуация с экзотическими осадками возникла в результате нарушения технологического режима на одном из предприятий промышленности.

В непосредственной близости от зоны выпадения порошка находятся нефтеперерабатывающий завод, а также завод, производящий синтетический каучук. Версию о том, что порошок был золой, образовавшейся при сжигании топлива на ТЭЦ-4, опровергли результаты лабораторного исследования. Описанный факт расследуется соответствующими службами в установленном законом порядке.

Видео по теме

Совет 3: Почему в Омске выпал химимческий "снег"

Проснувшись утром 16 августа, жители омского городка нефтяников были ошарашены. Ночью на их улицы выпал необычный снег. По внешнему виду порошкообразные осадки напоминали стиральный порошок и изрядно напугали горожан.

Странный порошок белого цвета местные жители увидели впервые. По их словам, вещество не было похоже на обычный снег – оно не таяло под теплыми лучами солнца. Химический «снег» тонким слоем усыпал тротуары, детские площадки, машины, подоконники квартир, где на ночь оставляли открытыми окна. Омичи побоялись отпускать детей на улицу и вызвали МЧС.

Приехавшие специалисты совместно с Росприроднадзором отобрали пробы неизвестного вещества для проведения исследования и на всякий случай порекомендовали омичам временно воздержаться от прогулок, спортивных занятий на свежем воздухе, а также призвали людей держать окна закрытыми. Первоначально подозрение пало на местную ТЭЦ, расположенную неподалеку, однако порошок внешне ничем не напоминал золу.

В Омском научном центре Сибирского отделения Российской академии наук провели исследования отобранной пробы и выяснили, что химический «снег» состоит из алюминия, кремния и кислорода, образующих алюмосиликат. Также были обнаружены незначительные вкрапления металлов. Выпавшее вещество не токсично и не представляет угрозы для жителей Омска.

Алюмосиликаты находят применение во многих отраслях промышленности, однако могут иметь и природное происхождение. Пока что виновник выпадения «снега» в августе не обнаружен. Специалисты предполагают, что выброс в атмосферу произошел в результате нарушения технологических режимов на одном из предприятий, коих вокруг города довольно много. Также виновником происшествия может оказаться находящаяся неподалеку железнодорожная станция Комбинатская, где по ночам разгружают вагоны. Предприятия, расположенные в северной промышленной зоне, проверяются на причастность к выбросам, и природоохранная прокуратура надеется вскоре найти и наказать виновного.

Видео по теме

Совет 4: Почему снег белый

Одни называют это чудом, другие постоянно живут в окружении этого природного явления. А третьим просто интересно, почему все так, как оно есть. И это явление – белый снег.
Многие люди, кроме тех, кто живет в странах, где никогда не бывает зимы, знают, что такое снег. Это сезонное явление природы, когда холода сковывают землю и замерзшие кристаллики воды выпадают в виде отдельных снежинок. И все окутывает белый пушистый ковер.

Поневоле возникает вопрос, а почему именно белый. Ведь как известно, вода отличается своей прозрачностью и лед в принципе тоже должен быть таким. Объяснение этому достаточно простое.

Белый снег

Говорят, что каждая снежинка индивидуальна. Нет двух похожих красавиц зимы. И это действительно так. Состоят они из замерзшей воды, но замерзшей не просто так. В составе снежинок огромное количество мельчайших ледяных кристалликов. И они совсем не гладкие, как можно себе представить, а обладают многочисленными гранями. А затем в дело вступает уже обычный солнечный свет. Он не может пройти снежинку насквозь, а постоянно отражается от граней, что и делает снег белым. Возникает некий оптический эффект, благодаря которому нам и известно выражение «белая зима».
Если приглядеться, можно различить десятки оттенков "белого" снега.

Сами мельчайшие кристаллы воды – это просто замерзший водяной пар, который содержится в облаках. Если забраться высоко в горы, можно оказаться в сыром тумане. Это то самое облако, из которого при охлаждении получаются снежинки. Мелкие кристаллы подчиняются воздушным потокам, двигаясь вверх и вниз. По ходу такого движения они сталкиваются с другими кристалликами, соединяются вместе и образуют те самые снежинки, которые уже достигают конечного пункта назначения – земли.

Форма кристаллов может быть различна, но чаще всего – это либо шестиконечная звезда, либо пластинка в виде шестиугольника. Удивительно, но каждая такая грань в точности повторяет соседние. Так и образуется хорошо известный белый снег.

Разноцветный снег

Вопреки сложившемуся мнению, снег бывает далеко не только белым. Известны случаи выпадения цветных осадков. Это очень известные случаи, один из которых был описан самим Чарльзом Дарвином. В ходе одного из своих научных путешествий, он обратил внимание, что на копытах вьючных животных появились красные пятна, но это была не кровь. В ходе исследования оказалось, что это просто пыльца местного растения, которая осела на только что выпавший снег.
Снег может быть всех цветов радуги, обычно в результате случайности или влияния человека.

На изменение цвета снега могут влиять и другие факторы. К примеру, расположение в заснеженной области крупного химического комбината или предприятия. Так выбросы серы могут дать желтый цвет снега, а марганца – красны. Жителям промышленных районов этот эффект известен и разноцветию снега они уже давно не удивляются.
Видео по теме
Источники:
  • Эскимосы и снег

Совет 5: Как появились пустыни

Пустынями принято называть географические области, в которых в течение года выпадает меньше 200 мм осадков. Также в пустынях чрезвычайно сухой воздух и высокая среднемесячная температура. Это общеизвестные факты. Но мало кому известно, как происходило образование пустынь.
Образование пустынь произошло из-за неравномерного распределения влаги и тепла. Над экватором воздух нагревается сильнее и поднимается вверх. В процессе происходит его охлаждение, что приводит к потере большого количества влаги. Просто влага выпадает на землю в виде осадков – тропических ливней. Получается, что в верхних слоях атмосферы экваториальный воздух распределяется к северу и югу. Через некоторое время воздушные массы опускаются на поверхность земли, которая очень сильно нагрета. Но влаги в этих массах уже нет. Подобный круговорот воздушных масс происходит в течение всего года.

Из-за такого круговорота воздух очень сильно накаляется. Вот почему средняя температура в пустыне летом достигает сорока градусов в тени. Иногда она поднимается почти до 60оС. Что касается почвенной поверхности, то она может нагреваться до 80оС и сохранять эту температуру на протяжении долгого времени. Осадки в пустыне бывают крайне редко, да и то в основном сильнейшие ливни. Просто небольшие осадки не могут дойти до поверхности земли. Из-за высокой температуры вода испаряется еще в воздухе.

Самыми сухими областями нашей планеты можно считать пустыни Южной Америки. К примеру, на тихоокеанском побережье выпадает всего лишь один миллиметр осадков в год. Это катастрофически мало. Ну а в долине реки Нил за четыре последних года не было ни одного дождя. Вот такие природные аномалии. Чаще всего осадки выпадают в пустынях весной и зимой. Но в некоторых осадки бывают и в летнее время года.

Вечером солнце уходит за горизонт и температура воздуха в пустынях в среднем опускается на тридцать градусов. Если говорить о почве, то за день она нагревается намного сильнее воздуха. Но и охлаждение почвы происходит оперативнее. В утренние часы на поверхности может выступить роса. А зимой пустыни покрываются достаточно толстым слоем инея.

Пустыни могут возникать не только в субтропиках, но и в умеренном поясе на особенно засушливых территориях. Имеется ввиду Центральная Азия. Здесь выпадает примерно 200 миллиметров осадков в год. Хотя количество осадков может быть и меньше.

Постоянная циркуляция воздуха и специфические географические условия привели к образованию зоны пустынь к югу и северу от экватора. Большую часть пустынь окружают горные массивы. Кстати, именно горы снабжают пустыни водой. Реки стекают со склонов и орошают предгорные равнины. Затем они полностью пропадают в песках.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше