Совет 1: Что такое дефолт и чем он грозит обычным гражданам

В условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире нарушен платежный баланс не только на международном уровне, но и внутри государства. Сегодня долг, пусть и небольшой, но есть почти у каждого, начиная с обычного человека и заканчивая большими суверенными государствами. В первую очередь – это платежи по кредитам и займам, которые регулярно необходимо погашать вместе с процентами.
Что такое дефолт и чем он грозит обычным гражданам

Понятие «дефолт»

Любая ситуация, в которой физическое лицо, компания, организация или государство не может рассчитаться с кредиторами по долгам, называется дефолтом. На государственном уровне – это экономический коллапс, выраженный в неплатежеспособности государства в результате резкого снижения стоимости национальной валюты. Не имея возможности оплатить внутренние и внешние займы, руководство страны вынуждено официально задекларировать прекращение выплат на долгосрочный неопределенный период, тем самым заявив о дефолте. Этот тип дефолта еще называют суверенным.

Наиболее ярким примером является дефолт в России, который произошел в 1998 году 17 августа. В этот период государство прекратило выплаты по облигациям не только государственного краткосрочного образца, но и федерального займа, в результате чего пострадали иностранные инвесторы и международные финансовые компании. 

Но не только государство может являться должником. В этой роли может выступать также любое предприятие, компания, корпорация, которые в силу своей деятельности по разным причинам не могут или не хотят рассчитываться по долгам.

Виды дефолта

Наиболее актуальными видами дефолта сегодня являются обыкновенный и технический.

Обыкновенный дефолт подразумевает банкротство должника. Другими словами – у него просто нет денег, чтобы оплатить долги. Если речь идет о частном лице и невозврате кредита, то финансовые учреждения могут пытаться изъять в счет долга жилье и другое имущество, являющиеся залогом. В случае когда банкротом себя объявила компания или предприятие (то есть заявила о дефолте), то в судебном порядке назначается управляющий, который должен принять решение либо о реорганизации и смене направления фирмы, либо о полной или частичной продаже предприятия вместе с имуществом. Вырученными деньгами будет произведен расчет с должниками.

Сложной процедурой является объявление банкротом государства. Соответственно, и последствия этого более серьезные, поэтому дело страны, которая заявила о дефолте, рассматривают международные судебные инстанции.

Техническим дефолтом является ситуация, в которой заемщик имеет возможность заплатить долг, но осознанно идет на нарушение. Это может означать, что он отказывается принимать какие-либо условия договора (проценты или сумма долга). В этом случае существует вероятность того, что стороны путем переговоров разрешат ситуацию, и обязательства будут выполнены. В противном случае дело может перейти в судебную плоскость, и уже кредитор имеет право объявить должника банкротом.     

Последствия дефолта

Для обычного человека последствия банкротства, будь то государство или предприятие, являются не очень приятными. Если обязательства отказывается выполнять организация, то для ее работников это грозит невыплатой зарплаты, замораживанием выплат на долгий срок (а может и навсегда), последующим сокращением, увольнением и закрытием предприятия.

Не менее тяжкими последствиями отмечаются предпосылки дефолта в России 2014 года. В процессе своего существования, чтобы обеспечить нормальное функционирование национального хозяйства, государство занимает средства не только у национальных компаний, банковских структур или своих граждан, но и у других стран. И если страна заявляет о дефолте, то это может означать только одно – экономика идет на спад, происходит отток денежных средств инвесторов, инфляция растет галопирующими темпами, валюта обесценивается так же как и акции государственных компаний. В результате всех этих негативных последствий государство не имеет возможности рассчитаться со своими должниками. Страдает обычный человек, который имеет сберегательные вклады, депозиты или государственные облигации. Также оказываются в зоне риска по невозврату средств иностранные государства, которые предварительно выделяли кредиты и займы.

Сложно сказать, будет ли дефолт в России в 2015 году, но определенные предпосылки все же существуют. Это падение мировых цен на нефть и международный экономический кризис, что непосредственным образом влияет на стоимость рубля. Если все же это произойдет, то падение стоимости российского рубля полностью обесценит его, а сбережения и вклады в национальной валюте пропадут.  

Видео по теме

Совет 2 : Что такое дефолт

Дефолтом (от англ. default - невыполнение обязательств) называют отказ заемщика выплатить сумму займа и проценты по нему. Оказаться инициаторами дефолта могут банки, компании, частные лица или государства.
Что такое дефолт

В широком смысле термин означает любой вид отказа от своих долгов. В более узком – отказ правительства от принятых им финансовых обязательств. Такой вид дефолта называется государственным, или суверенным. Существуют также дефолты корпоративные (компаний) и заемщика.

Вопросы суверенного дефолта регулируются международным правом. Как правило, в результате переговоров происходит реструктуризация долгов – списание их части, отсрочка платежей и т.д.

Приводит государство к дефолту желание правительства добиться подъема в экономике за счет привлечения больших объемов инвестиций. Однако когда приходит время выплачивать долги, государство зачастую не может сделать это, и вынуждено брать все новые займы.

В результате долг растет, а количество инвесторов уменьшается. Когда же их не остается совсем, правительство объявляет дефолт.

Классический пример – объявление Российской Федерацией 18 августа 1988 года об отказе в выплатах по облигациям федерального займа и государственным краткосрочным обязательствам.

Однако не только Россия объявляла о дефолте - в 1994-м году в подобной ситуации оказалась Мексика, в 2002-м – Аргентина, а в 2010-м проблемы с платежным балансом испытывали некоторые страны-участницы Евросоюза.

Как правило, государственному дефолту предшествует экономический или политический кризис. Процесс сопровождает рост инфляции, девальвация (снижение курса национальной валюты), иногда деноминация денег. Банки страны отказываются выполнять свои финансовые обязательства.

В случае дефолта государству могут помочь некоторые международные организации. Например, МВФ (Международный Валютный Фонд), Парижский и Лондонский клубы кредиторов.

Если дефолт объявляет частная компания, говорят о ее техническом или фактическом банкротстве. В первом случае финансовые обязательства заемщик не может выполнить в момент их возникновения.

Если компания-должник не договорится с кредитором о реструктуризации долга, или не придумает, как оплатить свои долги, она, скорее всего, будет признана фактическим банкротом и ликвидирована.

Дефолт частных заемщиков во многих странах предусматривается законодательством. Например, в США существует закон о банкротстве. Он предписывает выполнять определенные процедуры, направленные на погашение долговых обязательств заемщика.

В России подобный документ готовился еще в 2009 году. В 2011 году он может быть принят.

Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500