Этот термин особенно тщательно изучался и приобрел глубокий смысл во второй половине XVIII века. В 1769 году Иммануил Кант исследовал антиномии – противоречия или противоположности в человеческом разуме. Философ обратил внимание на то, что о мире как совокупности бытия можно высказывать противоречивые суждения, и они будут одинаково правдоподобны. Так, например, можно сказать, что мир делим до бесконечности или неделим вообще; что он подчинен закону причинности или абсолютно свободен; что мир появился по воле случая или этому была первопричина. Каждое из таких суждений можно было философски доказать. Такую пару, состоящую из утверждения и его противоположности, Кант назвал тезисом и антитезисом и утверждал, что невозможно разрешить это противоречие.Эту мысль развивал Иоган Фихте – он добавил к понятиям «тезис» и «антитезис» еще один – синтезис. Ученый определил, что суждения бывают трех родов. Первые называются тетическими - это тезис, который берется сам по себе, без сравнения с другими. В антитетических суждениях проводят сравнение и противопоставляют тезису антитезис. В синтетическом суждении ищется тождественность между тезисом и антитезисом, и в результате синтезис становится новым тезисом – отправной точкой для нового процесса рассуждения. Позже этот прием взаимосвязанности и «перерождения» тезисов Георг Гегель положил в основу учения о диалектическом принципе.В области научных работ слово «тезис» трактуется несколько проще, чем в философских теориях. Так называются основные положения лекции, доклада, исследования и т.п. Такие тезисы должны быть сформулированы кратко и емко. При выделении основных мыслей сообщения важно соблюсти пропорцию между лаконичностью тезиса и его смысловой наполненностью. В текст тезиса не входит его доказательство, но каждое из подобных утверждений должно быть доказуемо (аргументы приводятся в полном тексте работы или выступления). При составлении тезисов нужно обращать особое внимание на термины и формулировки. Ведь в дальнейших рассуждениях автор отталкивается от четкого смысла, выраженного тем или иным термином.В музыке тезисом называют определенную часть такта – ударную. В античном стихосложении этим термином обозначался фрагмент стиха. На этом участке не было ритмического ударения, и в сочетании с сильными слогами такие тезисы образовывали ритм произведения.