Механизмы социального управления больших и малых групп изучает управленческая социология, используя множество научных приемов. Ученые подразделяют методы социологии на два вида: общенаучные и специализированные. Первая группа содержит в себе индукцию и дедукцию, анализ, синтез и другие общеизвестные научные методы. А вот вторую стоит рассмотреть подробнее.

Наблюдение



При использовании данного метода сбор данных происходит методично и планомерно, события систематично фиксируются при прямом контакте с объектом исследования. Этот метод уместен при изучении или формировании нового коллектива, для выделения потенциального лидера или аутсайдера, при формировании команд (в частности, при работе с кадровым резервом).


Социальный эксперимент



Воздействуя на объект с помощью определенных факторов и индикаторов, проводится наблюдение за изменениями показаний и действий. Социальные эксперименты в коллективах и управляемых общностях стали использовать лишь в 21 веке, причем первые исследования такого рода были встречены в штыки, глас народа охарактеризовал их как «эксперименты над людьми», тогда как сам этот метод отлично себя зарекомендовал. Так, одним из приемов метода, который широко применяют руководители предприятий, является банальный мозговой штурм, кадровики прибегают к стресс-собеседованию, а начальники профильных отделов - к организации несвойственных задач.

Метод биографии



Кропотливое исследование жизни человека с использованием документов и семейных реликвий, исторических фактов, в том числе из уст субъекта, интервьюирования и данных опросов. Этот метод применяется для исключения перевирания фактов, приукрашивания их человеком. Он мало используется в управлении и служит, скорее, средством диагностики личности и прочности ее роли в коллективе.

Обобщение характеристик



Метод основан на сборе мнений и представлений о субъекте и его достоинствах и недостатках окружающих его людей. Нередко этот метод исследования становится причиной формирования манипулятивной тактики управления коллективом.

Парные сравнения



При использовании этого метода набирается группа испытуемых, в которой участники делятся попарно. Опрашиваемые выбирают верный на их взгляд ответ или вариант, после чего проводится сравнение зависимой переменной по парам. По мнению социологов, определять предпочтения с помощью шкал, анкет и опросов сложнее, нежели провести сравнение двух объектов.

Метод идеальных типов



По теории Вебера, основоположника метода, идеальный тип - это утопия, что-то идеализированное. Нужно было соответствовать заданному типичному идеалу класса. Этот метод не приемлет предположений, проверок, он содержит условия для исследования конкретного уникума.

Фокус-группа



Метод предлагает ограниченному количеству лиц в группе определить и описать проблемы самостоятельно. Часто применяется в больших коллективах. где нужно выработать сложное или творческое нестандартное решение. не может быть основным методом управления, а потому считается вспомогательным, сопутствующим, диагностирующим.

Идеального метода для полноценного результата в социологии не существует, достичь высоких результатов можно, лишь используя все методы в совокупности.