Совет 1: Чем цена отличается от стоимости и от себестоимости

Цена, стоимость и себестоимость - это разные экономические понятия, которые, тем не менее, тесно связаны между собой. Стоимость рассчитывается на основе себестоимости, а цена - на основе стоимости.
Себестоимость – одна из главных характеристик, которая используется в экономическом анализе для оценки эффективности деятельности предприятия.

Отличия между ценой, стоимостью и себестоимостью

Себестоимость – это затраты предприятия на изготовление и реализацию одной единицы продукции. К таким затратам относятся использованные материалы, израсходованная электроэнергия, амортизация основных фондов, оплата труда работников, накладные расходы.

Стоимость складывается из себестоимости продукции и надбавки, от величины которой зависят рентабельность производства и полученная прибыль. При расчете надбавки учитываются налоги, которые надо заплатить, и сумма прибыли, необходимая предприятию для дальнейшего развития. Стоимость может выражаться как в физических единицах, так и в денежной форме.

Цена товара – это затраты производителя в процессе изготовления продукции плюс прибыль продавца от ее реализации. Цена представляет собой определенную сумму денежных средств, которую покупатель должен уплатить продавцу.

Сравнивая понятия себестоимости, стоимости и цены, можно сделать вывод, что одно вытекает из другого. Цена рассчитывается на основе стоимости, а стоимость невозможно рассчитать без учета себестоимости продукции. Себестоимость – простое понятие, в то время как стоимость и цена – комплексные.

Сравнение стоимости и цены

Стоимость – это расходы предприятия на производство и сбыт продукции. Если выразить эти расходы в денежном эквиваленте и приплюсовать процент прибыли от реализации продукции, то получится цена товара. Таким образом, стоимость – одна из составляющих цены товара, но никак не наоборот. Поэтому некорректно будет звучать вопрос, сколько стоит товар, ведь в этом случае спрашивается только о затратах производителя без учета предполагаемой прибыли. Стоимость продукции в процессе ее производства не изменяется, если речь идет о небольшом промежутке времени.

Цена товара зависит от стоимости и выражается только в денежной форме. Цена – величина непостоянная, поскольку размер наценки может меняться в зависимости от внешних факторов. К таким факторам относятся праздничные акции или сезонные распродажи, падение спроса на товар, необходимость срочно реализовать большую партию товара.

Совет 2: Как рассчитать себестоимость товара

Расчет себестоимости продукции является обязательным этапом анализа деятельности любого предприятия. На основе подобных расчетов формулируются выводы об эффективности производственного процесса, об уровне затрат, о количестве постоянных и переменных издержек.
Вам понадобится
  • калькулятор
  • блокнот и ручка
  • полный перечень издержек предприятия с указанной суммой затрат
  • отчет о деятельности предприятия с указанием количества выпущенной продукции
Инструкция
1
Посчитайте переменные издержки предприятия, которые зависят от объема выпускаемой продукции и рассчитываются как сумма всех затрат переменного характера (зарплата рабочим, которая зависит от объема реализованной продукции, затраты на материалы, комплектующие, электроэнергию). Переменные издержки должны рассчитываться на единицу продукции, поэтому сумму всех затрат переменного характера надо поделить на объем выпущенной продукции.Пусть предприятие занимается выпуском запасных частей для автомобилей. Затраты на материалы составят 5,1 миллионов рублей, зарплата рабочим – 10,6 миллионов рублей, затраты на электроэнергию – 0,3 миллионов рублей. За отчетный период предприятие выпустило 3500 миллионов запчастей. Тогда переменные издержки равны:
VC = (5,1+10,6+0,3)/ 3500 = 4500 рублей на единицу продукции.
2
Посчитайте постоянные издержки предприятия, которые не зависят от итогового показателя объема продукции и подлежат уплате в обязательном порядке. Так, к постоянным издержкам можно отнести зарплату управленческому персоналу, транспортные издержки, кредиторскую задолженность, расчет с поставщиками, налоговой инспекцией. Для того чтобы посчитать себестоимость необходимо издержки постоянного характера выразить в показателе на единицу продукции. Для этого сумму всех постоянных издержек необходимо поделить на объем выпущенной продукции.Пусть на предприятии зарплата персонала составит 6,9 миллионов рублей, кредиторская задолженность – 7,8 миллионов рублей, налоги и иные выплаты – 1,3 миллиона рублей. Тогда постоянные издержки равны:
FC = (7,8+6,9+1,3) / 3500 = 4571 рублей.
3
Посчитайте себестоимость продукции, равную сумме издержек постоянного характера и издержек переменного характера (в перерасчете на единицу продукции). Тогда себестоимость продукции выражается следующим образом:
Сс = 4500 + 4571 = 9071 рублей.
Видео по теме
Полезный совет
Расчет себестоимости – это очень сложный и длительный процесс, основная задача которого правильно проранжировать все издержки предприятия.
Источники:
  • Расчет себестоимости продукции
  • как определить себестоимость товара
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше