Совет 1: Как определить тональность

Каждое музыкальное произведение имеет тональность. Музыканты, обладающие абсолютным слухом, способны легко определить её. Другим людям узнать тональность композиции несколько сложнее, но тоже вполне возможно.
Проще всего определять тональность по ключевым знакам.
Вам понадобится
  • Ноты музыкального произведения (не обязательно), музыкальный инструмент (не обязательно).
Инструкция
1
Если у вас имеются ноты интересующего вас произведения, следуйте простому алгоритму. Для начала, определите количество ключевых знаков (диезы или бемоли у ключа). Найдите последний ключевой знак.
2
Если тональность диезная, прибавьте полтона к ноте с последним ключевым диезом, и вычтите тон из нее же. В первом случае вы получите мажорную тональность, соответствующую данному числу диезов, во втором – минорную. Например, если у ключа вы видите фа диез и до диез, то, прибавив к до диез полтона, вы получите название мажорной тональности – ре мажор. Вычтя из до диез тон, получите название минорной – си минор.
3
Если тональность бемольная, прибавьте два тона к ноте с последним ключевым бемолем и вычтите из нее же два с половиной тона. В первом случае вы получите минорную тональность, соответствующую данному числу бемолей, во втором – мажорную. Например, если у ключа стоят си бемоль и ми бемоль, то, прибавив к ми бемоль два тона, получим тональность соль минор, а вычтя два с половиной тона – тональность си бемоль мажор.
4
В том случае, если знаков при ключе нет, вы имеете дело либо с до мажором, либо с ля минором.
5
Если по слуху не получается определить, минорная тональность или мажорная, найдите последнюю ноту в произведении. Чаще всего, она и будет соответствовать названию тональности.
6
Если нот произведения у вас нет, попробуйте найти на слух самую устойчивую ноту в нём. Чаще всего, на ней композиция будет заканчиваться. Сыграйте мажорный и минорный аккорд, соответствующий этой ноте. Ваш слух подскажет вам, какой из них хорошо ложится в тональность, а какой – нет. Полученный аккорд и будет соответствовать названию искомой тональности.
Видео по теме
Обратите внимание
Обратите внимание на то, что в некоторых произведениях тональность может изменяться. В этом случае нужно ей определять отдельно для каждой части.
Источники:
  • "Сольфеджио для I-II классов детских музыкальных школ", Н. Баева, Т. Зебряк, 2006.
  • как найти тональность

Совет 2 : Как изменить тональность мелодии

Изменить тональность, или транспонировать мелодию, бывает необходимо, если оригинальное произведение написано для инструмента, скажем, с высоким голосом, а переложение делается для инструмента со средним или низким диапазоном. Возможность транспорта обусловлена тем, что лад, вне зависимости от тональности, имеет одно и то же интервальное наполнение. Иными словами, расстояние между нотами ля-мажорного трезвучия будет совпадать с расстоянием между нотами до-мажорного, хотя по высоте, конечно, они будут различаться.
Как изменить тональность мелодии
Инструкция
1
Выпишите в нотах оригинальную мелодию. Учитывайте все знаки альтерации, в том числе выходящие за рамки натурального лада (мажора или минора).
2
Под каждым звуком мелодии напишите ступень, которую нота занимает в ладу. К примеру, если мелодия в ми-миноре, под нотой соль будет цифра три, под нотой си – цифра пять. Ноты со знаками повышения или понижения (за исключением знаков при ключе) отметьте как цифры со знаками диеза, бемоля и бекара (три-диез, четыре-бемоль, и так далее).
3
В новой выбранной тональности (обратите внимание, что лад остается тем же: если мелодия была в миноре, то в миноре и останется) выпишите те же цифры.
4
Над номерами ступеней пропишите ноты, которые занимают ступень в новой тональности. Например, в до-миноре третья ступень – ми-бемоль, пятая – соль. Все ступени с повышениями и понижениями отметьте соответствующими знаками (если седьмая ступень в ми-миноре повышалась знаком диеза, то в до-миноре повысится знаком бекара).
5
Оформите ритмический рисунок нот, допишите штили, ребра, остальные графические элементы.

Совет 3 : Как разобраться в тональностях

Для начинающего музыканта одной из самых сложных и запутанных тем является тема определения и построения тональности. На самом деле достаточно выучить несколько правил, чтобы легко и просто ориентироваться как в мажорных, так и в минорных тональностях.

Содержание статьи

Как разобраться в тональностях

Мажорный лад


Если вы уже начинали изучать сольфеджио, то знаете, что любая мажорная тональность строится следующим образом: тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон.

Определяющей тоникой выступает первая нота первой ступени. Если взять тональность до мажор, тоникой будет нота до. Для наглядности можно рассмотреть пример тональности соль мажор. Первая ступень – соль-ля, двигайтесь от ноты соль в обозначенном порядке вверх:

Соля-ля – тон
Ля-си – тон
Си-до – полутон
До-ре - тон
Ре-ми – тон
Ми-фа# – тон
Фа# – соль – полутон

Итак, вы получили тональность соль мажор с одним знаком (диезом - #) при ключе со следующим звукорядом: соль – ля – си – до – ре – ми – фа# – соль.

Если вы начнете строить тональности подобным образом, продвигаясь по квинтам вверх, то получите еще 6 тональностей:

1. Ре мажор – 2 #
2. Ля мажор – 3 #
3. Ми мажор – 4 #
4. Си мажор – 5 #
5. Фа-диез-мажор – 6 #
6. До-диез мажор – 7 #

Однако для определения количества знаков при ключе в той или иной тональности не нужно постоянно строить звукоряд в соответствии с правилом семи ступеней, достаточно запомнить порядок диезов, который никогда не меняется:

1. Фа#
2. До#
3. Соль#
4. Ре#
5. Ля#
6. Ми#
7. Си#

Так, если вы возьмете тональность с тремя диезами, это будут фа#, до# и соль#. Если с двумя, то фа# и до#. Еще одно важное правило состоит в том, что тоникой в мажорном ладу считается следующая по возрастанию в октаве нота после последнего диеза в тональности. Если у вас три диеза – фа#, до# и соль#, то тоникой будет нота ля, а тональностью, соответственно, ля мажор. Таким образом, когда вам нужно определить количество знаков при ключе какой либо тональности, достаточно взять предыдущую по убыванию в октаве диезную ноту и определить ее порядковый номер в ряду диезов. К примеру, вас просят определить количество диезов в тональности ми мажор. Предыдущая нота – ре#. В ряду диезов она занимает четвертое место, значит, знаков при ключе четыре – ре#, соль#, до# и фа#.

Минорный лад


Если вы уже разобрались в ключевых знаках мажорных тональностей, то с минорными разобраться будет гораздо проще. Существуют параллельные тональности. Это мажорные и минорные тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Расстояние между ними составляет одну малую терцию вниз от тоники минорной тональности. Другими словами, для определения параллельной минорной тональности нужно опуститься от мажорной тоники на три полутона вниз.

Запоминать соответствия между мажорными и минорными тональностями не обязательно, со временем это само по себе уляжется в вашей голове. А вот выучить порядок бемолей для определения знаков и их количества при ключе стоит.
Итак, порядок бемолей выглядит следующим образом:

1. Си
2. Ми
3. Ля
4. Ре
5. Соль
6. До
7. Фа

Считаются бемоли аналогично способу подсчета в мажорных тональностях, только правило тоники тут уже другое. Мажорной тоникой является не следующая нота, а предпоследний бемоль из заданных в тональности. То есть если вы возьмете тональность с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре), то третий из них (он же предпоследний) – ля - и будет тоникой. Таким образом, вы получаете тональность ля бемоль мажор. Пользуясь правилом «трех бемолей», получите минорную тонику фа и тональность фа минор.
Видео по теме

Совет 4 : Какие знаки в до мажоре

Читать ноты пьес, написанных в до-мажоре, довольно легко просто потому, что в этой тональности нет никаких ключевых знаков. У пианистов и гитаристов эта тональность относится к простым, у скрипачей – к трудным. Именно с до-мажора начинается изучение нотной грамоты.
Постройте звукоряд от ноты "до"

Натуральный звукоряд


На примере до-мажора можно составить схему строения любой мажорной гаммы. Для этого достаточно найти звук «до» на клавиатуре и сыграть от него гамму только по белым клавишам. Не забудьте, что расстояние между соседними клавишами, будь то белые или черные, всегда составляет ½ тона, то есть между белыми клавишами может быть и полтона, и тон, в зависимости от того, есть между ними черная или нет. Посчитайте расстояние между «до» и «ре». Оно составляет тон, а интервал между звуками – большая секунда. Такой же интервал между «ре» и «ми», а вот между «ми» и «фа» - всего полтона. Если смотреть дальше, получится, что в группе, где три черных клавиши, сначала следуют три больших секунды, а в самом конце – малая. Так что схему строения мажорной гаммы можно записать как 2Б-2Б-2М-2Б-2Б-2Б-2М. Если подставить в формулу количество тонов или полутонов, она будет выглядеть как 2Т-1/2Т-3Т-1/2Т.

Мажорное трезвучие


На примере до-мажора очень легко составлять формулы, по которым потом можно будет построить любой аккорд в любой тональности. Например, постройте тоническое трезвучие. Оно состоит из нечетных ступеней тональности, кроме седьмой. Такими звуками в до-мажоре будут «до», «ми» и «соль». Вместо седьмой ступени в тоническое трезвучие входит восьмая, она же первая, взятая на октаву выше. То есть полное тоническое трезвучие выглядит как до1-ми-соль-до2. Между первой и третьей ступенями – большая терция, между третьей и пятой – малая. Пятая ступень находится от первой на расстоянии квинты вниз или кварты вверх. У тонического трезвучия есть обращения. Они строятся так. Запишите тонический аккорд. Затем нижний звук перенесите на октаву выше. Получится аккорд «ми-соль-до». Это тонический секстаккорд. Вторым обращением будет квартсекстаккорд, который выглядит как «соль, до, ми». У полного тонического аккорда также два обращения.

Гармонический мажор


Гармонический до-мажор представляет собой звукоряд, у которого вместо «ля» берется «ля-бемоль». По звучанию он немного напоминает минор. Шестая ступень понижается при движении как вверх, так и вниз. Гармонический мажор строится по схеме 2Т-1/2Т-Т-1/2Т-1 1/2Т- ½ Т. Как и в гармоническом миноре, понижающий знак (бемоль) при ключе не ставится, но, например, в записи пьесы он может появиться. Случайным знаком ля-бемоль при этом являться не будет, всю тональность, в которой написано произведение, нужно определить как гармонический мажор.
Видео по теме

Совет 5 : Какие знаки в ми мажоре

Тональность ми-мажор – одна из самых удобных для пианиста. Рука на клавиатуре располагается естественно и свободно. Но что касается чтения нот, то здесь у начинающего могут возникнуть некоторые трудности, потому что ключевых знаков в ми-мажоре довольно много.
Найдите клавишу "ми"

Постройте гамму


Чтобы запомнить количество знаков, лучше всего самостоятельно построить гамму. Любая мажорная гамма строится по одной и той же схеме чередования тонов и полутонов. Звукоряд состоит из двух групп, в нижней его части два тона и полутон, в верхней – три тона и полутон. Построив по этой схеме мажорную гамму от звука «ми», вы получите следующий звукоряд: ми, фа-диез, соль-диез, ля, си, до-диез, ре-диез, ми. То есть в этой тональности четыре диеза.

Порядок появления диезов


Если у вас под рукой есть таблица гамм, аккордов и арпеджио, вы, скорее всего, обратили внимание, что гаммы располагаются в ней с соблюдением определенного порядка. Начинается таблица с тональности до-мажор, затем следуют гаммы с одним диезом или бемолем, то есть соль-мажор и фа-мажор, потом с двумя ключевыми знаками и т.д. Обратите внимание, что ключевые знаки появляются в определенном порядке. Первый – фа-диез. Это седьмая ступень соль-мажора. Чтобы определить, какой знак будет следующим, достаточно от звука «фа-диез» построить чистую квинту вверх. Вы получите до-диез. Нетрудно определить и тональность, в которой этот знак появился. Это седьмая ступень, между нею и первой ступенью данной гаммы должно быть полтона, то есть искомая тональность – ре-мажор. Следующий диез расположен через восходящую чистую квинту, то есть соль-диез, а тональность, в которой он впервые появляется, будет ля-мажор. Рассуждая дальше, можно определить, какой звук является седьмой ступенью в ми-мажоре. От звука «ми» нужно отложить полтона вниз. Это будет ре-диез.

Место ми-мажора в кварто-квинтовом кругу


Научитесь пользоваться кварто-квинтовым кругом. Это обычный круг, поделенный на 12 равных частей. Первая тональность – до-мажор. Справа располагаются диезные тональности, слева – бемольные. В каждой следующей тональности на один знак больше. Следующая диезная тональность определяется путем построения восходящей чистой квинты, бемольная – нисходящей. Построив от звука «до» тоническое трезвучие, вы получите название следующей диезной тональности – соль-мажор. Следующая тональность – ре-мажор, затем идет ля-мажор и, наконец, нужный вам ми-мажор.

Ми-мажорное трезвучие


Найдите третью и пятую ступень ми-мажора. Для этого от звука «ми» постройте большую терцию. Вы получите звук «соль-диез». Пятая ступень находится на расстоянии полутора тонов от третьей, то есть это звук «си». Таким образом, тоническое трезвучие в ми-мажоре состоит из звуков «ми», «соль-диез», «си».

Совет 6 : Какие знаки в до миноре

Произведения, написанные в до-миноре, звучат изысканно и красиво. До-минор у пианистов и гитаристов относится к тональностям средней трудности. В ней есть три ключевых знака. Разобраться с ними поможет схема кварто-квинтового круга.
Найдите к до-минору параллельный мажор

Немного о параллельных тональностях


Каждой минорной гамме соответствует параллельная мажорная. Чтобы ее определить, нужно от первой ступени исходного минора построить вверх малую терцию. Найдите на клавиатуре клавишу «до». Вспомните, как строится малая терция. Этот интервал состоит из полутора тонов и обозначается как м3. На расстоянии малой терции от клавиши «до» будет клавиша «ми-бемоль», то есть параллельной мажорной тональностью к до-минору будет ми-бемоль-мажор.

Как пользоваться кварто-квинтовым кругом


Чтобы начертить схему кварто-квинтового круга, нужно представить себе циферблат часов. Каждой мажорной тональности соответствует определенная цифра на часах. Например, в самом верху, где обычно располагается число 12, находится до-мажор – тональность без ключевых знаков. Здесь же располагается и параллельная минорная тональность, то есть ля-минор. По ходу часовой стрелки будут располагаться диезные тональности в порядке возрастания количества ключевых знаков. Это соль-мажор и ми-минор, ре-мажор и си-минор, ля-мажор и фа-диез-минор и т.д. Чтобы определить каждую следующую тональность, нужно от тоники построить вверх чистую квинту, то есть интервал, который обозначается ч5. Если вам больше нравится считать интервала вниз, то тогда нужно строить чистую кварту, то есть ч4.

Бемольные тональности


Обозначьте бемольные тональности. Для этого от звука «до» или «ля» постройте вниз чистую квинту или вверх чистую кварту. И в том, и в другом случае вы получите звуки «фа» и «ре», то есть следующими по количеству знаков будут фа-мажор и параллельный ре-минор. Построив кварту вниз от звука «фа» или «ре», вы получите «си-бемоль» или «соль», то есть мажор и минор с двумя ключевыми знаками (си-бемоль и ми-бемоль). Построив следующую квинту вниз, вы найдете очередную пару тональностей – ми-бемоль мажор и до-минор. То есть и в до-миноре, и в параллельном к нему мажоре при ключе стоят три бемоля: си-бемоль, ми-бемоль и ля-бемоль.

Вилы до-минора


Как и другие минорные гаммы, до-минор бывает трех видов: натуральный, гармонический и мелодический. В гармоническом миноре повышается седьмая ступень как в восходящем, так и в нисходящем направлении. То есть вместо звука «си-бемоль» нужно взять «си». В мелодическом миноре в восходящем направлении повышаются шестая и седьмая ступени. Нисходящий мелодический минор играется точно так же, как натуральный. Знаки, обозначающие повышение ступеней, при ключе не ставятся.

До-минорное трезвучие


Иногда требуется, не разучивая гаммы, сразу построить до-минорный аккорд. Как и любое минорное тоническое трезвучие, до-минорное состоит из двух терций – большой и малой. Малая располагается внизу, между первой и третьей ступенями – интервал в полтора тона, то есть средним звуком трезвучия будет «ми-бемоль». Отсчитав от этой клавиши два тона, вы получите пятую ступень – звук «соль».
Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500