Инструкция
1
Первое правило музыкальной педагогики гласит: нет людей, не имеющих музыкального слуха. Но есть люди, в которых слух и голос не скоординированы. Иначе говоря, музыкант отличается от обывателя способностью не только определить высоту тона, но и повторить звук. Впрочем, в качестве природного задатка эта способность наблюдается и у людей, далеких от музыки.
2
Попросите знакомого музыканта сыграть наугад несколько нот. Каждую из них повторите максимально точно. Называть ноты необязательно – точная интонация уже свидетельствует о многом.
Если вам не удалось повторить ни одного звука, не отчаивайтесь, есть два объяснения. Во-первых, музыкант мог играть в неудобной для вас тесситуре. Как ни удивительно, человек без музыкального опыта плохо определяет звуки за пределами своих вокальных возможностей. Слишком высокий или слишком низкий звук вы не сможете спеть даже на октаву выше или ниже – для этого требуется особый навык.
3
Если музыкант сыграл звуки в пределах вашего диапазона, но вам не удалось их воспроизвести, отчаиваться тоже не стоит. Музыкальный слух у вас есть, но пока не скоординирован с голосом. Проблема решается благодаря специальным упражнениям.
Наличие развитого музыкального слуха в начале занятий – полезный бонус, но никак не обязательное условие.
4
Способность определять не только высоту, но и нотное обозначение звука связано с наличием так называемого абсолютного слуха. Обладать этой способностью музыкант не обязан, но существует две точки зрения на вопрос, кто может развить в себе этот слух.
Обладателям абсолютного музыкального слуха в какой-то степени труднее, чем менее слышащим коллегам: где обычный музыкант слышит полноценный аккорд той или иной окраски, там «абсолютнику» видится только набор не связанных между собой звуков. Только после нескольких занятий сольфеджио музыкальные тоны обретают в глазах и ушах музыканта систематизированность и упорядоченность.
5
Согласно первой точке зрения, абсолютный музыкальный слух свойствен единицам музыкантов. Только немногие могут, услышав звук сказать: «это до, а это ми». Остальные могут только стремиться к совершенству.
Другие музыканты, в том числе практикующие педагоги, настаивают, что абсолютный слух может развить любой человек, было бы желание.