Совет 1: Как определить иву

В мире существует более ста видов ив, отличающихся друг от друга по форме листьев, окраске коры, виду цветков, форме кроны и ряду других признаков. Это растение довольно часто используется для украшения садов, и, поскольку у каждого вида есть свои особенности агротехники, нелишним будет определить, с каким растением вы имеете дело.
Инструкция
1
Если вы видите перед собой мощное дерево с серой корой и узкими, серебристо-зелеными листьями - это ветла или ива белая. Это один из наиболее распространенных и неприхотливых видов ивы, она не растет, разве что, на Крайнем Севере. Плакучая форма белой ивы отличается характерным цветом побегов, весной их кора приобретает желтый цвет, летом она красновато-коричневая.
2
С ивой белой сложно спутать иву ползучую, стелющийся кустарник, не достигающий в высоту и метра. Листья у нее некрупные, до двух сантиметров в длину. В декоративных целях эту иву иногда прививают на штамб.
3
Крупное дерево чуть поменьше ветлы – ива ломкая. Этот вид растет обычно в несколько стволов и отличается чуть более зеленоватым оттенком цветов. Листья этой ивы темно-зеленые с верхней стороны, снизу имеют голубоватый или серебристый оттенок. Из-за поверхностного расположения корневой системы и большого размера кроны это дерево не очень ветроустойчиво.
4
Листья, по окраске напоминающие двухцветные листья ивы ломкой, имеет ива пурпурная. Правда, в отличие от ивы ломкой, пурпурная – высокий кустарник с красноватыми побегами и красными цветками. Цветы через некоторое время приобретают желтый цвет.
5
Ива козья может выглядеть как высокий кустарник или деревце до пяти метров высотой с компактной кроной. Обычно у этого вида боковые побеги растут вверх, но есть и плакучие формы козьей ивы. Искусственно выведенные декоративные формы этого дерева размножают прививками.
6
Ива остролистная, она же верба – одни из самых нетребовательных к условиям выращивания видов. Верба может выглядеть как кустарник или небольшое дерево с красноватыми побегами, покрытыми светлым пушком. Форма кроны у этой ивы овальная.
7
Дерево или кустарник чуть выше вербы – чернотал или ива пятитычинковая - один из самых морозоустойчивых видов ив. Листья чернотала шире листьев вербы и более округлы по форме. Сережки на женских растениях этого вида можно увидеть в течение всей зимы.

Совет 2: Как вырастить иву

Ива любит тенистые участки с высокой влажностью. В природе она растет в основном вдоль поймы рек, а также вблизи других водоемов. На приусадебном участке ивам обычно отводится место рядом с забором. Их можно стричь, моделируя «живую» изгородь. Именно за это качество ивы полюбились многим садоводам и огородникам.
Вам понадобится
  • - Посадочный материал;
  • - Почва;
  • - Удобрения;
  • - Вода;
  • - Лопата;
  • - Лейка.
Инструкция
1
Подготовьте ямы для ивы. Делать это надо за полгода до посадки: так, если она намечена на весну, ямы имеет смысл сделать с осени, и наоборот. Дело в том, что земля в ямах должна «отстояться», что не только значительно увеличивает приживаемость саженцев, но и обеспечивает им хорошее развитие. Подготавливая ямы, важно правильно определить их размер. Корневая система этих деревьев (впрочем, среди ив есть и кустарники) довольно разветвлена, поэтому площадь ей нужна не менее 1 куб.м.
2
Засыпьте посадочную яму на половину высоты растительным мусором: веточками, стружкой и опилками лиственных пород деревьев, скошенной травой и т.д. Затем положите органические удобрения – компостную землю или перепревший навоз. Добавьте 30 г суперфосфата. Последний слой – предварительно снятый с поверхности ямы плодородный слой почвы.
3
Заготовьте посадочный материал. Размножают кустовую иву делением куста, деревья – черенками, которые нарезаются в начале марта, когда дерево едва только начало сокогон. До посадки черенки ставят в воду, а после образования корней прикапывают в «школу» - временную грядку, где за ними ухаживают также, как за черенками смородины.
4
Выбирайте для посадки ивы на постоянное место пасмурный или даже дождливый день. Как показывает практика, именно в такие дни пересаживаемые саженцы лучше всего укореняются. Высаживайте кустовые формы, немного наклонив к северу. Впоследствии с южной стороны ива образует больше веток, этот шаг необходим, чтобы куст не выглядел кособоким.
5
Поливайте и подкармливайте иву как органическими, так и минеральными удобрениями. Весной она отзывчива на внесение азотистых, например, мочевины. В середине лета неплохо подкормить калийными. В конце первого года вегетатики удобрите настоем сброженных сорняков. Дальнейшая агротехника ухода за ивой сводится к поливам и весенней обрезке с целью формирования кроны.

Совет 3: Ива: как она выглядит и где растет

Ива (ракита, лоза, верба, тальник) – распространенное в Евразии и Северной Америке деревянистое растение. Большинство видов предпочитает влагу и селится в сырых местах. Древесина идет на поделки, из ветвей плетут корзины.
Инструкция
1
Внешний вид ив весьма разнообразен, каждый подвид имеет свои особенности. Многие из них декоративные, например, плакучая ива. В горах растут карлики, высота которых не превышает 20 см. В России произрастает около 120 видов деревьев, кустарников и кустарничковых семейства ивовых. Чаще это высокие, до 15 м деревья, с тонким, не более 0,5 м диаметром, гибким стволом. Некоторые виды с густой, курчавой зеленой листвой, другие имеют листву серо-зеленую или серебристую.
2
Отличаются виды и по форме листовой пластины: большинство из них узколистные с зубчатыми краями. Но встречаются деревья с широкой листвой эллиптической формы. Ствол ветвистый, прутьевидный с корой пурпурного (краснотал), зеленого, серого цвета. Некоторые ивы зацветают рано, до появления листвы. Цветки мелкие, собранные в пушистые соцветия-сережки, известный представитель раноцветущих тальников – верба.
3
Декоративные растения сажают в садах, парках, скверах. Широко используют в озеленении белую или серебристую иву, больше известную под названием ветла. Высокорослое, с шаровидной кроной и серебристыми листьями на свисающих ветвях, дерево способно стать украшением любого парка. Ива цельнолистная отличается необычайным розовым окрасом листьев. Предпочитает влажные почвы.
4
В качестве живого забора выращивают иву розмаринолистную. Двухметровое дерево образует плотную живописную стену. Ива шерстистая или мохнатая – низкорослое деревце – идеально для посадок возле крыльца, на клумбах. Ива сетчатая – карликовое стелющееся растение, высота не более 30 см, выращивают в качестве бордюра. Ива матсудана имеет экзотический вид – ветви причудливо изогнуты, листья закручиваются в спирали, теплолюбивая, растет в южных районах. Ива сахалинская – морозостойкое, с ветвями причудливой формы, в Германии ее называют «Драконово дерево».
5
В естественной среде ивы обитают по берегам водоемов, в бывших руслах, канавах, на заболоченных почвах. Благодаря мощной корневой системе растение служит для закрепления берегов рек и канав. География произрастания обширная, встречается ива повсюду, даже в тундре и горах Средней Азии. В высокогорьях Памира деревья не растут и только узкие полоски тянутся вдоль речек. Заросли ивы распространены в умеренной зоне, половина видов растет в России. В поймах рек Рейна, Дуная, Эльбы распространена ива белая. В польских лиственных лесах ракита встречается в виде подлеска. В Чехии, в районах рек Морава и Влтава, обширные тополево-ивовые леса.

Совет 4: Почему иву называют плакучей

Красивая и такая привычная метафора «плачущая ива» основана не только на фольклоре, но и на результатах научных исследований. Ива действительно «плачет», ведь дереву присуща гуттация, при которой листья выделяют небольшие капельки жидкости.
Плакучая ива вызывает спорные эмоции. С одной стороны – большое, массивное, объемное и красивое дерево. А с другой, ива – некая загадка, тайна, обладающая завораживающим внешним видом. Образ ивы напоминает печальную девушку, которая склонила голову, и ветер развевает ее волосы-ветви. Вы заметили, что ивы растут преимущественно около водоемов? Так вот «слезки» от дерева, попадая на гладь воды, образуют многочисленные следы – расходящиеся в стороны круги. Слезы попадают на ствол и корни, падают на землю. Как будто ивушка оплакивает несбывшиеся мечты и тоскует. Интересно, что плачет ива ночью или рано утром, вызывая опять же ассоциации с девушкой, которая днем бодрится и шикарно выглядит, а с наступлением сумерек начинает грустить.

Научное объяснение

Ива, растущая преимущественно у прудов, озер и рек, получает влагу в избытке. Ее корни достаточно глубоко погружены в воду, а влажность около водоема значительно повышена. Поэтому от лишней воды необходимо каким-то образом избавляться, ведь необходимо поддерживать нормальный баланс биологических процессов. Таким образом, ива как бы «сливает» всю ненужную воду через листья, т.е. «плачет».

Процесс гуттации – выделения влаги через листья, это достаточно редкое явление у деревьев, однако он присущ многим злакам, особенно в бурный период роста.

«Народные» объяснения

Русский народ издавна считал иву одним из самых сильных оберегов от нечистой силы. С этим деревом связано много легенд и загадочных историй. Считалось, что ива плачет потому, что внутри нее живет девушка, потерявшая любимого.

Признанная красота ивы

Плакучую иву называют вавилонской, потому что в древности именно ивы применялись для озеленения наравне с тополями и тамариском. Это дерево-долгожитель за свои 60 лет может достигнуть в высоту около 15 метров. Скорее всего, с этим и связаны частые упоминания о «старой плакучей иве, которая растет на берегу реки».

Цветущая ива – это поистине красивое зрелище. Она с радостью распускает свои серебряные сережки. И это как будто единственное время, когда ива забывает о своей тоске и искреннее радуется.

Стоит отметить и тот факт, что ива - не только дерево-загадка, но и еще очень полезное растение. В древности люди успешно лечили лихорадки настоем ивовой коры. В ней содержится вещество салицин, оно оказывает хорошее жаропонижающее воздействие. Но вот жить рядом с водоемами, украшенными ивами, люди не хотели. Причиной тому - поверье, что постоянные слезы ивы передаются и рядом живущим людям.
Источники:
  • Почему плачет ива?
  • Почему плачет ива?

Совет 5: Как пересадить иву

Пересаживать иву лучше до того, как она достигнет возраста четырех лет. Делается это ранней весной, не позже апреля, до распускания почек, когда сокодвижение в дереве еще не началось.
Вам понадобится
  • - дерево ивы для пересадки;
  • - посадочная яма;
  • - лопата;
  • - мешковина;
  • - колья;
  • - веревки;
  • - перегной;
  • - торф;
  • - крупный речной песок или галька;
  • - вода.
Инструкция
1
Дерево ивы, которое подлежит пересадке, хорошо полейте водой и оставьте на несколько часов, чтобы влага впиталась в почву и пропитала весь земляной ком с корневой системой. Затем острой лопатой выкопайте неширокую траншею по периметру прикорневого кома. Обычно его размер равен периметру кроны.
2
Яму для пересадки ивы подготовьте заранее. Желательно, чтобы в почву на выбранном участке были с осени внесены органические удобрения. Если этого сделано не было, удобрения можно внести прямо в посадочную яму, но не свежий навоз, а перегной, смешанный пополам с землей или торфом.
3
Яму нужно копать высотой и шириной, равной величине прикорневого кома (ориентироваться по размеру кроны дерева). На дно ямы насыпьте крупный речной песок или мелкую гальку. Затем добавьте перегной, смешанный с землей. Необходимо насыпать на дне холмик, чтобы после посадки, когда земля осядет, корни ивы не оказались в яме. Подготовленную таким образом посадочную яму хорошо пролейте водой. Если холмик осел, нужно подсыпать еще земли до прежнего уровня.
4
Ива выкапывается вместе с прикорневым комом. Если корни длиной более метра обрываются, их можно обрубить лопатой. Но нужно стараться максимально сохранить корневую систему и всю землю на корнях. Для этого корни выкопанного дерева заворачивают в пленку или мешковину и в таком виде транспортируют к месту посадки.
5
Дерево аккуратно установите в яму на холмик, корни расправьте и засыпьте землей, вынутой из ямы. Засыпать необходимо небольшими порциями, все время уплотняя грунт, чтобы в нем не образовывалось пустот. Иву обязательно сажать так, как она росла ранее по отношении к сторонам света, для этого, прежде чем ее выкапывать, следует отметить ориентацию на стволе. После того как яма полностью закопана, нужно сделать вокруг ямы кольцо из земли и еще раз хорошенько полить саженец.
6
Если деревце молоденькое и ствол тонкий, понадобятся подпорки. Перед тем, как сажать дерево в яму, по обеим сторонам ямы вбиваются два деревянных кола длинной 1,5 метра. После посадки деревце аккуратно привяжите к кольям. Между веревками или проволокой и корой ствола необходимо подложить мягкую ткань.
7
Уход за пересаженной ивой заключается в ежедневном поливе. Когда дерево приживется (почки проснутся и проклюнутся листочки), полив можно производить раз в две недели. Для растения будет полезно, если через две недели после приживания дать ему подкормку жидкими комплексными минеральными удобрениями.
Обратите внимание
Ивы хорошо растут у воды, но на тяжелых почвах им необходим дренаж.
Источники:
  • Сорта и формы ивы
  • как выглядит верба
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше