Совет 1: Как сделать хлебницу из бересты

Хлебница из бересты – востребованный предмет на кухне. Ведь благодаря ее натуральности хлеб в ней не черствеет, не покрывается плесенью и долго остается мягким. Сама же хлебница не впитывает посторонние запахи, не рассыхается и долго сохраняет свой первоначальный вид. К тому же ее совсем несложно изготовить самостоятельно.
Берестяная хлебница.

Как подготовить бересту к работе

Береста – это самый верхний эластичный слой березовой или липовой коры, используемый для плетения различных изделий.

Сейчас в магазинах для творчества можно купить уже готовую к работе бересту. В случае же, если используется необработанная береста, после снятия ее нужно расслоить. Слои должны быть разной толщины. После этого из них нарезаются ленты, так называемые лычки. Для их нарезки используют ножницы или ленторез. Впрочем, можно обойтись и обыкновенными ножом и линейкой

Непосредственно перед работой лычки замачивают в теплой воде на несколько часов или распаривают в кипятке, чтобы они стали гибкими.

Изготовление хлебницы

В плетении хлебниц, как правило, используют вид плетения, именуемый «ковриком». Для его формирования необходимо собрать, сложить пополам и в шахматном порядке переплести четное количество полосок.

Чаще всего для изготовления хлебницы на несколько буханок берут 24 ленты из бересты. Из них двенадцать укладывают по горизонтали, а другие двенадцать – по вертикали. Их ширина должна быть не больше 20 мм. Из этих лент плетут коврик, тщательно следя за расстоянием между углами коврика. Оно должно быть одинаковым. Таким образом формируют основную, глубокую, часть хлебницы.

Крышку же для хлебницы плетут так, чтобы ее высота достигала 1,5-2 диагонали из лычек. Сами лычки должны быть примерно на 0,5 мм шире, чем те, которые использовались для основания хлебницы. Впоследствии крышку хлебницы можно будет использовать как блюдо для подачи нарезанного хлеба на стол.

Все края хлебницы необходимо укрепить, чтобы в процессе эксплуатации они не повредились. В этих целях в сгиб лычек прокладывают тонкую ивовую ветвь. Но можно сделать это и при помощи проволоки из нержавеющих металлов. Такая процедура придаст краям изделия твердость и прямолинейность.

Некоторые мастера рекомендуют смазать готовую хлебницу маслом, чтобы придать ей глянцевый блеск и аромат. Но это может губительно сказаться на изделии – позднее в такой хлебнице может развиться плесневый грибок, который обязательно перейдет на хлеб.

Хлеб в берестяную хлебницу лучше укладывать на подушку из вересковых веточек – они облают отличными бактерицидными свойствами. В сочетании с березовой берестой они создадут мощную защиту от грибка.

А в качестве ухода достаточно протирать хлебницу влажной тканью. Береста абсолютно не боится воды.
Источники:
  • Плетение из бересты, или Всё новое

Совет 2: Как сделать шаркунок из бересты

Русский народ всегда славился народным промыслом. Одним из таких является плетение всевозможных поделок из бересты. Я предлагаю вам вспомнить былое время и окунуться в старину, то есть сделать поделку из бересты своими руками. Будем делать шаркунок - это своеобразная старинная погремушка, которая также используется в качестве оберега.
Как сделать шаркунок из бересты
Вам понадобится
  • - береста;
  • - горох;
  • - растительное масло;
  • - нож;
  • - шило.
Инструкция
1
Первое, что нужно сделать, чтобы смастерить данную поделку, это распарить бересту. Кстати, ее не нужно срывать с дерева, вполне подойдет береста с дров. Для распаривания нашего рабочего материала нужно налить в кастрюлю немного воды, вскипятить ее, после чего опустить туда бересту.
2
Накройте кастрюлю крышкой и дайте ей в ней потомиться. Через пару минут достаньте один кусочек коры. Его нужно разрезать на несколько полосок, их называют лычками. Поверхность полученных лычек следует очистить от верхних слоев коры. Это легко делается с помощью простого ножа. Так проделайте со всеми кусочками бересты.
3
Для того чтобы лычки были еще более эластичными, нужно их хорошенько смазать растительным маслом, причем с обеих сторон. Чтобы сделать шаркунок, понадобится 6 лычек одинакового размера. Чтобы наш рабочий материал в дальнейшем держал свою форму лучше, нужно края бересты закрутить к серединке.
4
Приступаем к изготовлению шаркунка. Для этого возьмите две лычки и приложите их друг к другу так, чтобы их закрученные края находились внутри.
5
Затем возьмите еще две лычки и наложите их так, чтобы торцы первых двух берестинок закрывались. Не беспокойтесь, что такая конструкция распадется. Она достаточно крепка из-за того, что лычки закручены.
6
Следующими двумя полосками бересты нужно закрыть торцы предыдущих. Затем возьмите шило и с его помощью аккуратно вытащите наружу закрученные края первой пары лычек.
7
Остается лишь засыпать в изделие горох. Для этого просто отогните один из краев лычек и, соответственно, положите несколько горошин в поделку. Шаркунок из бересты готов! Если хотите использовать его, как оберег, то нужно закрепить на нем нить.
Полезный совет
Данную поделку можно украсить, например, расписать красками.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500