Совет 1: Что такое глубинное интервью

Для того чтобы исследовать потребительский рынок, понять его потребности, дефицит и предпочтения, используется несколько методов. Один из них – метод глубинного интервью. О принципах его проведения и методиках, на которых основывается глубинное интервью, ведется много дискуссий. Однако этот инструмент исследования успешно применяется и дает результаты.

Суть методики «глубинное интервью»

Глубинное интервью – это разговор «тет-а-тет» с респондентом, основанный на вопросах интервьюера. Несмотря на то, что вопросы для интервью тщательно подготавливаются заранее, беседа не имеет четкой структуры, а исследователь должен уметь изменить или повернуть ход интервью в нужное ему русло. Интервью должно выявить истинное отношение респондента к сути вопроса, его побуждения, убеждения, затронуть и раскрыть все аспекты темы. Поэтому глубинное интервью должен проводить высококвалифицированный специалист. Используя специальные методики, он побуждает респондента к развернутым, подробным, максимально честным ответам.

В зависимости от того, какие задачи поставлены исследователем, насколько обширна тема интервью, а также от личных особенностей респондента, время проведения глубинного интервью может варьироваться от получаса до нескольких часов. Сам процесс должен быть записан на аудио или видео. Это делается для того, чтобы при составлении анализа не пропустить даже мельчайшей информации. Запись на видеопленку используется также, чтобы проанализировать невербальные моменты в беседе.

Успех проведения глубинного интервью зависит от профессиональных навыков интервьюера. Он не должен проявлять предубежденность, не должен «давить» на респондента и влиять на его мнение. Специалистов высокого уровня в этой сфере найти трудно, поэтому их услуги стоят дорого, а глубинное интервью – один из самых затратных методов исследования.

Сравнение глубинного интервью с методом фокус-групп

И фокус-группы, и глубинное интервью призваны выполнять аналогичные задачи: выявлять портрет потребителя, его поведение и отношение к маркам и производителям, поиск новых сфер продвижения товара, оценка продукта и т.д. Однако бывают исследовательские опросы, в которых работа с группой респондентов невозможна.

Глубинное интервью применяется, когда речь касается интимных, личных переживаний опрашиваемого, или тема имеет острый резонанс в обществе – служба в армии, проблемы наркомании и проституции, налогообложение, когда требуется информация от экспертов или «узких» специалистов или мнение представителей конкурирующих фирм. Также глубинному интервью отдается предпочтение, если респондент – крупный чиновник или очень известная личность, и тема опроса будет затрагивать его профессиональную или личную жизнь. Работа в фокус-группах бывает невозможна еще и из-за географической отдаленности респондентов.

Совет 2: Что такое «социально-психологический»

В повседневной жизни люди часто сталкиваются с понятиями, разработанными в психологии. Так, термин «социально-психологический» нередко звучит в непсихологических областях. Понятие это широкое и описывает большой круг явлений, которые изучаются преимущественно в социальной психологии.

Значение термина «социально-психологический»

Термином «социально-психологический» обозначают любое явление, которое возникает в сфере человеческих отношений.

Под человеческими отношениями в данном случае следует понимать:

  • Отношения человека с самим собой.
  • Отношения человека в малых группах: в семье, в рабочем коллективе, в дружеской компании, в спортивной команде и т.п.
  • Отношения человека с другим человеком: в паре, в детско-родительских отношениях, в дружеских отношениях.
  • Отношения человека и широкого социума в лице государства, системы образования, церкви, общественного мнения и других социальных институтов.

Таким образом, термин достаточно широко применяется и описывает большой круг явлений.

Примеры «социально-психологических» явлений

Социально-психологический климат. Это наиболее распространенное словосочетание. Оно описывает одно из явлений групповой динамики. Социально-психологический климат – это характеристика эмоциональной атмосферы в группе, отношений между членами группы. Чаще всего речь идет о малых группах, например, о социально-психологическом климате в коллективе, в семье.

Социально-психологическая адаптация. Обозначает процесс взаимодействия человека с разными объектами окружающей его социальной среды: с самим собой, с близкими людьми или с государством в целом. Термин «социально-психологическая адаптация» характеризует то, насколько хорошо, продуктивно, конструктивно человек взаимодействует с социальной средой.

Социально-психологические методы. Это методы, которые применяются в исследованиях в социальной психологии. Например, глубинное интервью, фокус-группы, специально разработанные вопросники, направленные на изучение характера отношений между людьми. 

Совет 3: Что такое катарсис

В начале XX века в психологию и психотерапию вошло понятие катарсиса. В его основе лежит психотерапевтическая практика психоанализа, зачинателем которой считается Зигмунд Фрейд. В психоанализе понятие «катарсис» является синонимом отреагирования, которое ведет к устранению глубинных внутренних конфликтов пациента и избавлению от душевных страданий.

В переводе с греческого термин «катарсис» означает «оздоровление» или «очищение». Суть метода, предложенного Фрейдом и развитого его последователями, состоит в преднамеренном введении человека в состояние гипноза. Такое измененное состояние сознания пациента открывает психотерапевту доступ к болезненным воспоминаниям и травматическим переживаниям человека, обратившегося за помощью. За освобождением бессознательных импульсов следует освобождение переживаний, в большинстве случаев ведущее к устранению патогенных проявлений.

Эффект катарсиса может быть интерпретирован следующим образом. На фоне сильнейших переживаний, сопровождаемых телесными ощущениями, человек снимает внутренний конфликт, переходя в лишенное напряжения состояние. Наибольший психотерапевтический эффект достигается, когда пациент осознанно проходит через прошлые болезненные для него события, подключая и разум, и эмоции, и физические ощущения. Речь идет при этом не о словесном воспроизведении травмирующих картин прошлого, а о полном погружении в них с выходом в сферу бессознательного.

Прохождение через катарсис дает возможность добраться до глубинных корней психологического конфликта и устранить причину болезненных переживаний. Акцент при этом делается на соматической и эмоциональной разрядке, а не на логических построениях. Самоанализ и попытки найти разумное объяснение неадекватности личности условиям ситуации лишь затрудняет достижение очищения.

Переживание пациентом катарсиса нередко сразу ведет к погружению его в состояние безмятежности, резкому улучшению физического самочувствия. Длительное время копившийся заряд, разряженный посредством катарсиса, приносит ощущение полного освобождения и очищения от психотравмирующей ситуации. Как правило, прохождение через катарсическое переживание привносит в жизнь человека ощущение полной свободы, а в некоторых случая снимает необходимость дальнейших терапевтических воздействий.

Совет 4: Как самостоятельно провести социологическое исследование

Организация и проведение социологического исследования требует профессиональных навыков и знаний. Однако не всегда есть возможность привлечь специалиста или исследовательскую компанию, поскольку их услуги недешевы. А в сельском районе найти социолога почти невозможно. Но не стоит отказываться от идеи: вполне реально провести несложное социологическое исследование своими силами.
Вам понадобится
  • - навыки работы в программах MS Word, Excel, Power Point или подобных;
  • - пособия по проведению социологических исследований;
  • - социологические публикации по теме исследования.
Инструкция
1
Предварительно ознакомьтесь с социологической литературой по изучаемой теме. Выбирайте учебники и пособия в духе «социологии для чайников», где процесс подготовки и проведения исследования описан в доступной для неспециалиста форме. Кроме того, желательно найти публикации, где представлены результаты уже проведенных исследований по интересующей проблеме. Это поможет понять, как другие исследователи решали аналогичные задачи, взять на вооружение использованные подходы и методики.
2
Разработайте программу исследования. Это документ, в котором кратко прописаны цель и задачи, объект и предмет изучения, гипотезы, методы сбора и обработки информации, объем выборки. Программа также включает рабочий инструментарий исследования, например, анкету, бланк наблюдения или сценарий фокус-группы. В организационном плане распишите этапы и сроки выполнения, необходимые материально-технические ресурсы и бюджет.
3
Приступайте к полевому этапу исследования – непосредственному сбору данных с помощью инструментария. Если используете метод опроса, желательно провести предварительный пилотаж анкеты. Потом исправлять «косяки» в опросном листе будет поздно. Профессиональные исследовательские компании имеют сеть интервьюеров и наблюдателей. Одному человеку сложно провести количественный опрос, но это реально, если есть возможность проведения группового анкетирования или подключения к опросу своих сотрудников, учащихся и т.д.
4
Создайте компьютерную базу данных и сделайте статистическую обработку. Профессионалы используют программу SPSS или другие статистические пакеты, но основные операции можно сделать и в Excel. Если не очень дружите со статистикой, лучше обратиться за помощью к специалисту. В любом случае, никаких подсчетов вручную быть не должно. Статические методы обработки данных не требуются, если проводите качественное исследование, например, используя методы фокус-групп или глубинного интервью.
5
Приступайте к написанию исследовательского отчета в заранее определенном формате – текстовом или в виде презентации. Ознакомьтесь с образцами представления социологических данных в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем. В практической социологии важна визуализация данных. Однако если пишите диплом или диссертацию, злоупотреблять рисунками в основном тексте работы не стоит: часть таблиц и диаграмм лучше вынести в приложения.
Видео по теме
Обратите внимание
Не опрашивайте знакомых и с осторожностью используйте интернет: там трудно установить реальные социально-демографические характеристики респондентов. Данные такого опроса могут оказаться недостоверными и нерепрезентативными.
Полезный совет
Разберитесь с тем, какой тип исследования необходим для решения ваших задач – количественный или качественный. От этого зависит выбор методов исследования, характер и объем выборки, определение способов анализа и представления данных.

Даже если проводите социологическое исследование сами, постарайтесь, чтобы на разработанный вопросник хоть «краем глаза» глянул специалист. Полная «самодеятельность» не желательна, поскольку велика вероятность получения недостоверных данных.
Источники:
  • SOC.LIB.RU. Социология, психология, управление
  • Socioline.ru. Социология по-новому
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500