Совет 1: Что такое глубинное интервью

Для того чтобы исследовать потребительский рынок, понять его потребности, дефицит и предпочтения, используется несколько методов. Один из них – метод глубинного интервью. О принципах его проведения и методиках, на которых основывается глубинное интервью, ведется много дискуссий. Однако этот инструмент исследования успешно применяется и дает результаты.
Что такое глубинное интервью

Суть методики «глубинное интервью»



Глубинное интервью – это разговор «тет-а-тет» с респондентом, основанный на вопросах интервьюера. Несмотря на то, что вопросы для интервью тщательно подготавливаются заранее, беседа не имеет четкой структуры, а исследователь должен уметь изменить или повернуть ход интервью в нужное ему русло. Интервью должно выявить истинное отношение респондента к сути вопроса, его побуждения, убеждения, затронуть и раскрыть все аспекты темы. Поэтому глубинное интервью должен проводить высококвалифицированный специалист. Используя специальные методики, он побуждает респондента к развернутым, подробным, максимально честным ответам.

В зависимости от того, какие задачи поставлены исследователем, насколько обширна тема интервью, а также от личных особенностей респондента, время проведения глубинного интервью может варьироваться от получаса до нескольких часов. Сам процесс должен быть записан на аудио или видео. Это делается для того, чтобы при составлении анализа не пропустить даже мельчайшей информации. Запись на видеопленку используется также, чтобы проанализировать невербальные моменты в беседе.

Успех проведения глубинного интервью зависит от профессиональных навыков интервьюера. Он не должен проявлять предубежденность, не должен «давить» на респондента и влиять на его мнение. Специалистов высокого уровня в этой сфере найти трудно, поэтому их услуги стоят дорого, а глубинное интервью – один из самых затратных методов исследования.

Сравнение глубинного интервью с методом фокус-групп



И фокус-группы, и глубинное интервью призваны выполнять аналогичные задачи: выявлять портрет потребителя, его поведение и отношение к маркам и производителям, поиск новых сфер продвижения товара, оценка продукта и т.д. Однако бывают исследовательские опросы, в которых работа с группой респондентов невозможна.

Глубинное интервью применяется, когда речь касается интимных, личных переживаний опрашиваемого, или тема имеет острый резонанс в обществе – служба в армии, проблемы наркомании и проституции, налогообложение, когда требуется информация от экспертов или «узких» специалистов или мнение представителей конкурирующих фирм. Также глубинному интервью отдается предпочтение, если респондент – крупный чиновник или очень известная личность, и тема опроса будет затрагивать его профессиональную или личную жизнь. Работа в фокус-группах бывает невозможна еще и из-за географической отдаленности респондентов.

Совет 2: Что такое «социально-психологический»

В повседневной жизни люди часто сталкиваются с понятиями, разработанными в психологии. Так, термин «социально-психологический» нередко звучит в непсихологических областях. Понятие это широкое и описывает большой круг явлений, которые изучаются преимущественно в социальной психологии.
Что такое «социально-психологический»

 

Значение термина «социально-психологический»

Термином «социально-психологический» обозначают любое явление, которое возникает в сфере человеческих отношений.

Под человеческими отношениями в данном случае следует понимать:

  • Отношения человека с самим собой.
  • Отношения человека в малых группах: в семье, в рабочем коллективе, в дружеской компании, в спортивной команде и т.п.
  • Отношения человека с другим человеком: в паре, в детско-родительских отношениях, в дружеских отношениях.
  • Отношения человека и широкого социума в лице государства, системы образования, церкви, общественного мнения и других социальных институтов.

Таким образом, термин достаточно широко применяется и описывает большой круг явлений.

Примеры «социально-психологических» явлений

Социально-психологический климат. Это наиболее распространенное словосочетание. Оно описывает одно из явлений групповой динамики. Социально-психологический климат – это характеристика эмоциональной атмосферы в группе, отношений между членами группы. Чаще всего речь идет о малых группах, например, о социально-психологическом климате в коллективе, в семье.

Социально-психологическая адаптация. Обозначает процесс взаимодействия человека с разными объектами окружающей его социальной среды: с самим собой, с близкими людьми или с государством в целом. Термин «социально-психологическая адаптация» характеризует то, насколько хорошо, продуктивно, конструктивно человек взаимодействует с социальной средой.

Социально-психологические методы. Это методы, которые применяются в исследованиях в социальной психологии. Например, глубинное интервью, фокус-группы, специально разработанные вопросники, направленные на изучение характера отношений между людьми. 

Совет полезен?
Поиск
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500