Совет 1: Роговица - одна из главнейших частей человеческого глаза

Роговица является одной из самых важных частей человеческого глаза, которая защищает его от разнообразных повреждений и инфекций. Но в то же время сама она бывает достаточно уязвимой и подверженной различным заболеваниям.
Роговица  - одна из главнейших частей человеческого глаза
Роговица защищает переднюю часть глаза и является внешней поверхностью глаза; она не содержит в себе кровеносных сосудов, которые необходимы для питания большому количеству тканей человеческого организма, а также отличается оптической гомогенностью.

Для того чтобы полноценно преломлять свет, роговица должна быть совершенно прозрачной, в случае наличия даже очень маленьких сосудов этот процесс будет достаточно затруднителен. Преломление роговой оболочки глаза должно соответствовать 43 диоптриям. Посредством выделяемой водянистой влаги и слез из глаза роговица снабжается необходимыми ей веществами.

Из чего состоит роговица

Передний слой роговицы – эпителий, формируется из плоских клеток многогранной структуры. Затем идет слой однородной бесструктурной передней пограничной пластины. Само вещество роговицы имеет название – строма. Состоит это вещество из тончайших соединительнотканных пластинок, которые чередуются между собой, и содержат большое количество тончайших фибрилл.

Прозрачность роговицы обеспечивает мукоид, который имеет в своем составе сульфогиалуроновую кислоту. Строма не содержит сосудов и поэтому ее восстановление происходит достаточно медленно. Роговица на 80% состоит воды, на 18% из дефинитивного коллагена, на 2% из мукополисахаридов, липидов, белков, а также витаминов С и В.

У людей старшей возрастной группы роговица глаза содержит меньшее количество витаминов и влаги, преобладающее количество в ней составляют глобулиновые фракции белка, а также откладывающиеся липиды и соли кальция. В результате такого состава роговая оболочка (лимба) переходит в склеру, которая, в свою очередь, начинает располагаться поверх роговицы и происходит снижение чувствительности роговицы и ее преломляющей силы. Помимо этого, существенно снижается проницаемость роговицы для глазных капель, мазей и каких-либо питательных веществ.

У новорожденных детей очень часто роговица глаза бывает малочувствительна из-за незавершенного развития черепных нервов, но при достижении малышом одного года ее чувствительность становится такой же, как у взрослых.

Защитные механизмы роговицы

В виду того, что роговица является наружной оболочка глаза, на нее постоянно оказывает влияние внешняя агрессивная среда. В связи с этим у нее существуют специальные механизмы защиты, к которым относятся: рефлекторное закрытие глаза, удаление с поверхности роговицы вредоносных агентов при помощи выделяемой слезной жидкости, а также способность быстро и полностью восстанавливать эпителий.

Самыми основными заболеваниями роговой оболочки считаются: различные аномалии развития, дистрофические или воспалительные процессы (склериты, кератиты), а также опухоли.

Совет 2: Чем человеческий глаз похож на принтер

Человеческий глаз по выполняемым им функциям можно сравнить с современной цифровой техникой – принтерами и фотоаппаратами. Поводом для такого соотнесения является строение органа зрения и работа каждой его составляющей – роговицы, сетчатки, глазного яблока и других не менее важных «деталей».
Чем человеческий глаз похож на принтер

Вся зрительная информация, получаемая человеком извне, передается в глаз через своеобразный объектив, или линзу – оптический аппарат глаза, фокусирующий световые лучи и направляющий их в сетчатку. Ее можно по праву назвать мозговым центром глаза. Впрочем, ее строение весьма схоже с мозгом. Она также состоит из множества нервных окончаний, десяти слоев разнообразных клеток и по форме напоминает «пластинки». Клетки сетчатки неоднородны и выполняют разнообразные функции. Колбочки, располагающиеся в центральной части – макуле – отвечают за различение мелких деталей и предметов и соответственно – за остроту зрения. На периферии сетчатки преимущественно находятся палочки, обеспечивающие периферическое поле зрения. Колбочки и палочки являются своеобразными фоторецепторами. Сама же сетчатка выполняет функцию собирательной линзы, которая, как известно из курса физики, проецирует изображение в перевернутом виде. То же самое происходит и в сетчатке глаза. После чего вся полученная оптическая информация кодируется и последовательными электрическими импульсами по зрительному нерву передается в головной мозг, где происходит стадия окончательной обработки данных и восприятия.

Отличительной особенностью сетчатки глаза является «перевернутость» проецируемого изображения. Достигается это за счет расположения за клетками, содержащими меланин – черный пигмент. Меланин не дает поглощенному свету отображаться назад и рассеиваться в глазу. По такому же «принципу» работают и фотокамеры.

Но не зря же говорят, что глаза – это еще и зеркало души. В них также отражаются состояние здоровья и настроение человека. Таким образом, орган зрения можно сравнить с принтером, который, выполняя инструкции пользователя, отображает на бумаге все то, что находится в электронном документе. То же самое происходит и с глазом. Через зрительный нерв от глаза в мозг передается полученная извне информация. Но есть мнение, что действует и обратный процесс. Экспериментально доказано: проблемы со зрением часто являются отображением эмоциональных переживаний человека. Многие заболевания глаз связаны именно с тем, что чувствует и ощущает человек. Нужно лишь выяснить эти невидимые человеку факторы. И только после этого, устранив первоначальные причины развития заболевания, можно приступать к лечению.

Внимательно изучив при помощи специального прибора – офтальмоскопа – сетчатку глаза и состояние ее кровеносных сосудов, можно на ранней стадии обнаружить и такие заболевания, как сахарный диабет, гипертония, нарушение работы головного мозга и многие другие. Главное – научиться правильно расшифровывать полученную информацию.

Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500