Феномен группового решения


Впервые эксперименты с таким социально-психологическом явлением, как групповое решение, были проведены в США в годы Второй мировой войны. Тогда перед промышленностью стояла задача изменить отношение покупателей к некоторым продуктам питания и, в частности, субпродуктам, которыми пытались заменить мясо. В эксперименте участвовали несколько групп домохозяек. Одной группе только читались лекции о пользе этого вида продукции и желательности приобретения субпродуктов вместо мяса, в других нескольких группах были проведены дискуссии и обсуждения, в которых участвовали все члены группы. Через некоторое время выяснилось, что в первой группе мнение о предлагаемых новых продуктах изменилось только на 3%, тогда как в остальных группах лояльность к субпродуктам повысилась на 32%.

Изучавшие это явление психологи объяснили этот феномен тем, что пассивные участницы обсуждения из первой группы принимали решение каждая самостоятельно, не имея социальной групповой поддержки и основываясь только на своем прошлом опыте. Члены же групповых дискуссий чувствовали себя ответственными за принятие общего решения, и это ослабляло инерцию мышления и сопротивление нововведениям. Когда каждый видел, что остальные члены группы также склоняются в пользу определенного решения, это укрепляло его собственную позицию. Решение это не было навязанным и именно поэтому было принято группой.


Методы принятия групповых решений


В настоящее время для принятия групповых решений используется несколько основных методов. Так, метод «Мозговая атака» или «Консенсус» основан на открытом обсуждении исходных бессистемных индивидуальных идей, на базе которых затем вырабатывается единое мнение или решение. В некоторых случаях мнения высказываются в письменном виде, и проводится пять раундов обсуждения. Этот вариант «Мозговой атаки» носит название «635».

Когда имеется много времени для обсуждения, используется «Метод целевых обсуждений». Групповое решение принимается в ходе открытой дискуссии между экспертами и определяется путем открытого голосования. Недостатком его является открытость, что в некоторых случаях может привести к противостоянию авторитетов. Одним из эффективных методов является «Метод инверсии», когда участники группы могут высказывать любые ассоциативные мнения, пусть даже абсурдные и нелогичные. Для этого метода очень важна роль руководителя – от него требуется большая компетенция и особое внимание.

К популярным можно отнести и «Метод Делфи», при котором используются многократные анонимные индивидуальные высказывания, после которых обсуждение проводится в письменной форме. Через несколько раундов участникам, как правило, удается найти общее решение поставленной перед ними проблемы.