Беседа и «мозговой штурм»



Эвристический метод является одной из форм развивающего обучения. В последнее время он активно используется школьными учителями на уроках. Его суть заключается в том, чтобы перед учащимся поставить задачу, которая имеет не одно, а несколько решений. Таким образом, учитель не знает, к какому выводу он придет с учениками. При этом особое внимание отводится анализу пути решения поставленной задачи.
Следующим этапом после постановки проблемы должно быть сравнение полученного учащимся результата с общеизвестными постулатами. При эвристическом подходе к обучению преподаватель должен быть готов, что ученик может выдать принципиально новое видение и решение проблемы. Это характерно для ребят с нестандартным мышлением.

Особенно распространена эвристическая беседа. Она строится по типу «вопрос-ответ». Хорошо, если беседа обернется спором. Как бы ни звучало банально, но в споре все-таки рождается истина.


Кроме эвристической беседы, популярность в последнее время набирает так называемый «мозговой штурм», когда учащиеся попадают в ситуацию, в которой им приходится быстро реагировать и решать задачи преподавателя.

Сущность эвристического подхода



Особенностью эвристического подхода к обучению является то, что личная творческая деятельность учащегося и образовательная технология меняются местами. Если при традиционном подходе к преподаванию ученику дается понятие о чем-либо в готовом виде, развивающий способ изучения нового предполагает познание неизвестного самостоятельно. При этом преподаватель - уже не «учитель» в прямом понимании слова, а наставник, тьютор. Его задача – направить по правильному пути, рекомендовать, но не предоставлять информацию в готовом виде.

При использовании в работе эвристического метода обучения учитель должен быть готов к тому, что поставленная им задача не найдет ответа. Такое может произойти, к примеру, в слабом классе. В этом случае педагог может предложить ту же проблему в другом виде.

По мнению Хуторского, эвристический метод обучения помогает школьникам овладеть более новыми, а главное рациональными способами мышления.

Безусловно, применение эвристического подхода в обучении делает уроки намного более разнообразными, познавательными и увлекательными. Важно, что такой подход помогает развивать творческие способности и нестандартное мышление школьников.