Названия местности, где ныне находится один из самых отдаленных российских городов менялось в зависимости от того, кто владел ею.

Прусские корни российского города Калининград



До января 1255 года на балтийских землях, на восточных землях прусского королевства, располагалось древнее языческое городище, носившее имя Туангсте (Твангсте). Но в январе, в день солнечного затмения, по приказу папы Римского, расширяющего свои владения, на берег реки, омывающей Туангсте, высадились рыцари славного тевтонского ордена. Это место им так приглянулось, что они решили основать на нем крепость с замком. Назвали они свой замок «Королевской горой» - Кенигсберг (Königsberg) - в честь своего друга и союзника, чешского короля Оттокара Пржемысла Второго, который внес существенный финансовый вклад в строительство.

Не прошло и тридцати лет, как у стен замка раскинулось поселение, называющееся жителями Кенигсбергом. Так и возник город.
В ближайших к городу странах, однако, его имя произносили на свой лад: в Польше оно звучало как Крулевец (Królewiec), в Литве - Каралиускус (Karaliaučius), в Латвии - Монс-Регас (Mons Regius), в Чехии - Краловец (Královec). А местное население привыкло называть его ласкательно-уменьшительно - просто Кениг.


Мистика города



Закладывая замок на берегу реки Преголи, впадающей в южную часть Балтийского моря, тевтонские рыцари и не подозревали, что они не столько подчиняют себе пруссов и укрепляют свои границы, сколько проводят грань, которая всегда будет разделять два мира – западный и восточный.

Примечательно, что именно в этом городе, также на грани двух культурологических эпох – «Просвещения» и «Романтизма» - появился на свет и прожил всю свою жизнь родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант.

Кенигсберг – бывшая столица Восточной Пруссии, в двадцатом веке стал советским, а затем российским Калининградом. Город был назван в честь «всесоюзного старосты» СССР Михаила Ивановича Калинина после его смерти. Дата переименования - 4 июля 1946 года. По сию пору Калининград является самой удаленной – западной границей России, отделяющей страны Запада от Востока.

Мистика города порождена именно его неизбежным пограничным существованием – всегда между эпох, между культурами, на разломе истории и современности. Но творцами этой мистики были люди: те, кто закладывал этот прекрасный город, кто завоевывал его в разные времена, оставляя свой след и в разрушениях, и в постройках.