Впервые пейзажная лирика стала иметь самостоятельное значение в XVIII веке в эпоху сентиментализма

 

erongarry

Лирический герой у сентименталистов изображался на фоне природы, противопоставленной агрессивному цивилизованному миру. Причем картины природы были идиллическими и подавались в элегических тонах воспоминаний о прошлом

Cemsceste

В противоположность сентименталистам, природа в поэзии романтиков предстает бушующей, могучей и мрачной. Пейзажная лирика романтизма служит средством создания необычного, порой фантастического мира, противопоставленного реальности

TEB

Картины природы соответствует лирическому герою того времени: меланхолично-мечтательному или, наоборот, мятущемуся и бунтующему. Характер пейзажной лирики изменился в XIX веке (в России, начиная с А.С

animalzoo

Пушкина), когда на смену клише и стереотипам, характерным для пейзажной лирики того или иного направления, пришло индивидуально-авторское видение природы. Формы присутствия пейзажей в лирике разнообразны: от мифологического воплощения сил природы до олицетворений или отождествлений их с человеком

Diana

В пейзажной лирике принято использовать прием «психологического параллелизма», когда происходит внутреннее или внешнее сопоставление состояния лирического героя с состоянием окружающей его среды, что подчеркивает гармонию или дисгармонию в отношениях человека и окружающего его мира. Иногда изображение природы в пейзажной лирике имеет символическое значение, как в стихотворении М.Ю

Anyuta

Лермонтова «Утес», в котором речь идет о невозможности двух сердец быть вместе, а в образах утеса и тучки изображаются разлученные возлюбленные. В пейзажной лирике разных стран можно выделить «местные» и «экзотические» описания природы

Tvojangel

Характерные для России лес, река, поле, березы являются «местным» пейзажем. Стихотворения А.С

Botagoz

Пушкина «Деревня», «Зимнее утро». А «экзотическими» - описания пустынь, гор, морей

Multibusinessman

Как в стихотворениях А.С. Пушкина «К морю», «Анчар»

another-world

Для европейской литературы XX – XXI веков характерна «урбанистическая» пейзажная лирика с описанием всевозможных технических новшеств. Примером может служить стихотворение В.В

Mikizeseagree

Маяковского «Адище города».