Совет 1: Когда наступает совершеннолетие в разных странах

Совершеннолетие – это возраст, по достижении которого гражданин полностью приобретает все права и обязанности: вступать в брак, распоряжаться своими доходами и имуществом, отвечать за свои действия перед законом, голосовать на выборах и референдумах. Все это входит в юридическое понятие дееспособности.
Возраст, когда человека признавали взрослым, изменялся от эпохи к эпохе и не всегда был одинаковым для мужчин и женщин. Например, в средневековой Европе брачный возраст для мужчин наступал в 14 лет, а для женщин – в 12. В настоящее время возраст совершеннолетия варьируется от государства к государству.

Россия

В Российской империи не было единого понятия совершеннолетия, но были права состояния, и для вступления в каждое право определялся свой возраст. С 15 лет российский подданный мог свидетельствовать в суде, с 16 – поступать на службу, с 17 – распоряжаться имуществом и заключать договоры при участии своего попечителя (делать это самостоятельно можно было только с 21 года). В 18 лет юноша получал право жениться, для девушек брачный возраст наступал несколько раньше – в 16 лет. С 21 года можно было участвовать в дворянском собрании, а с 25 лет – в городских выборах, а также занимать различные должности в волостном или сельском управлении.

В современной России совершеннолетие наступает в 18 лет. С 14 до 18 лет человек находится в статусе несовершеннолетнего, который отличается от положения малолетнего, не достигшего 14 лет. Несовершеннолетний гражданин имеет паспорт, частично несет уголовную ответственность. Несовершеннолетняя девушка в случае беременности может вступить в брак с разрешения местных органов власти.

Другие страны

Существует Международная декларация, согласно которой человек, достигший 18-летнего возраста, перестает считаться ребенком. Во многих странах, как и в Российской Федерации, совершеннолетие соответствует этому возрасту: Германия, Австрия, Италия, Испания, Венгрия, Дания, Швейцария, Швеция, Румыния, Словакия, Литва, Эстония, ЮАР, Венесуэла и другие государства.

На Кубе, в Египте, Гондурасе и Бахрейне возраст совершеннолетия – 16 лет, на Фарерских островах – 14, в КНДР – 17, в Южной Корее – 19 лет, в Тунисе и Японии – 20. Примечательно, что в Японии во второй понедельник января устраивают праздник для всех юношей и девушек, которым в текущем году исполнится или уже исполнилось 20 лет.

Существуют государства, где в разных частях страны установлен разный возраст совершеннолетия – например, Великобритания: в Англии совершеннолетие наступает в 18 лет, а в Шотландии – в 16. В большинстве штатов США совершеннолетие наступает в 18 лет, но в Алабаме, Вайоминге и Небраске – в 19, в Миссисипи и штате Нью-Йорк – в 21.

В Бразилии и Малайзии возраст совершеннолетия не совпадает с получением избирательного права. В обоих этих государствах граждане становятся совершеннолетними в 18 лет, но на выборах бразильцы голосуют с 16, а граждане Малайзии – с 21 года.

Совет 2: Как отпраздновать совершеннолетие

Восемнадцатилетие – это первый по-настоящему взрослый праздник. С наступлением восемнадцати лет человек достигает полной дееспособности и становится полноценным участником правоотношений. В этом возрасте многие молодые люди покидают родительское гнездышко, начинают жить самостоятельно, а кто-то уже пытается создать свою собственную семью. Восемнадцатилетие бывает лишь раз в жизни, поэтому необходимо отметить его очень весело, чтобы этот день рождения навсегда остался в памяти.
Инструкция
1
Самое уютное и спокойное место для празднования своего совершеннолетия – это дом. Выделите для праздника только часть квартиры – одну комнату, в которой будут происходить все события.
2
Уделите особое внимание для оформления комнаты. Умело оформив место проведения торжества, вы сумеете создать неповторимую атмосферу праздника, которая запомнится всем гостям. Украсьте помещение воздушными шарами, развесьте их на стенах, окнах и разложите на полу.
3
В вазу поставьте живые цветы, украсьте стены специальными плакатами и гирляндами с поздравлениями. Из цветной бумаги вырежьте цветы и разложите их по всей комнате. Сделайте альбом, в котором гости будут оставлять свои пожелания. Если вам позволяет время, сделайте стенгазету, в ней разместите свои фотографии от самого младенчества до настоящего времени.
4
Хорошенько продумайте праздничное меню. Удивите своих гостей вкусными блюдами и закусками. Позаботьтесь о вине или шампанском. На столе должно быть много фруктов и сладостей. Закажите огромный торт, о котором вы всегда мечтали. Пусть он будет необычной формы – на ваше усмотрение.
5
За несколько дней до дня рождения разошлите всем гостям приглашения или сделайте это по электронной почте. Укажите в них точное место и время проведения праздника.
6
Подготовьте веселые конкурсы, задания и различные сценки. Сделайте всем гостям маленькие памятные подарки и сувениры. Позаботьтесь о музыкальном сопровождении вечера. Заранее освободите место для игр и танцев, уберите из комнаты всю лишнюю мебель и различные ценные вещи, которые легко бьются.
7
Не забывайте о внешнем виде. Удивите всех друзей своим новым имиджем. Уложите красиво волосы, сделайте маникюр и подберите наряд. Станьте королевой своего праздника.
8
В конце вечера отправляйтесь на улицу запускать фейерверки или воздушные шары, заполненные гелием. На каждом шаре напишите одно из своих желаний, тогда они обязательно сбудутся. Продолжить вечер можно в клубе или в каком-нибудь баре в компании своих друзей.
Полезный совет
Попросите родителей оставить вас одних дома, тогда гости не будут стесняться и праздник получится очень веселый.

Совет 3: С какого возраста наступает уголовная ответственность

Подростковая преступность и ее рост являются отчасти следствием низкой правовой культуры подрастающего поколения. Многие из несовершеннолетних, совершивших правонарушение, были искренне убеждены, что уголовное преследование им не грозит. Следует объяснять детям, что за свои действия они могут ответить по уголовной статье наравне со взрослыми и то, что они воспринимают как приключение или шалость является, порою, серьезным преступлением, ответственность за которое начинается с 16 лет.

Возраст наступления уголовной ответственности

Этот возраст оговаривает статья 20 Уголовного кодекса РФ. В общих случаях к уголовной ответственности привлекается гражданин, которому на момент совершения преступления исполнилось 16 лет. Согласно Постановлению №7 Пленума ВС РФ от 14.02.2000, гражданин может считаться достигшим возраста, с которого он может отвечать по закону, по истечении суток после наступления дня рождения, т.е. в 00:00 часов следующего дня.

Но есть преступления, тяжесть которых так велика, что отвечать за них придется уже с 14 лет. К таким преступлениям относится:
- убийство, совершенное по статье 105;
- преднамеренное нанесение увечья или причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по статье 111 и 112;
- похищение человека по статье 126;
- сексуальное насилие по статье 131 и 132;
- участие в краже, разбое, грабеже или вымогательстве, статьи 158, 161, 162 и 163;
- угон транспортного средства без цели похитить его, статья 166;
- преднамеренное уничтожение чужой собственности с отягчающими обстоятельствами, ч.2 статьи 167;
- совершение террористического акта или захват кого-то в заложники, статьи 205 и 206;
- ложное сообщение о готовящемся террористическом акте, статья 207;
- злостный хулиганский поступок или вандализм, статьи 213, ч.2 и 214;
- хищение или вымогательство оружия или наркотиков, статьи 226 и 229;
- разрушение или поломка транспортных средств или путей сообщения.

Законом оговариваются и случаи правонарушений, отвечать за которые человек будет, только если ему уже исполнилось 18 лет. К таким преступлениям относятся:
- половое сношение с лицом противоположного или одного с преступником пола, которому не исполнилось еще 16 лет, статья 134;
- уклонение от обязательной воинской повинности или прохождения альтернативной воинской службы без законных оснований, части 1 и 2 статьи 328;
- преступления, совершенные во время прохождения воинской службы.

Кто освобождается от уголовной ответственности

Дифференцированный подход к перечисленным преступлениям обусловлен предположением, что в 14 лет человек уже способен адекватно оценить степень тяжести преступления и его последствий. Но, конечно, такую оценку можно ожидать от того, кто имеет уровень психического развития соответствующий своему возрасту. Если подросток отстает в психическом развитии, адекватно оценивать происходящее он не в состоянии, поэтому, согласно ч.3 статьи 20 УК РФ, может быть освобожден от привлечения к уголовной ответственности. «Возрастная невменяемость» должна быть подтверждена медицинским освидетельствованием.

Совет 4: Когда наступает гражданская дееспособность

Гражданская дееспособность наступает с момента достижения гражданином совершеннолетия. Однако действующим законодательством предусмотрены отдельные случаи наступления полной дееспособности до восемнадцати лет при соблюдении определенных условий.
Возраст наступления полной гражданской дееспособности установлен статьей 21 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой полную дееспособность любой гражданин приобретает с момента достижения им восемнадцатилетнего возраста, то есть совершеннолетия. Только после этого лицо может полноценно совершать многие сделки, исполнять определенные права, принимать обязанности. Гражданская дееспособность несовершеннолетних является ограниченной, причем конкретные ее пределы установлены в зависимости от возраста нормами законодательства. Существуют также случаи приобретения гражданской дееспособности до достижения восемнадцатилетнего возраста.

Приобретение гражданской дееспособности при заключении брака

Если законодательство допускает заключение брака ранее достижения лицом восемнадцатилетнего возраста, то при реализации соответствующего права гражданин приобретает полную дееспособность. При этом закон специально оговаривает, что последующее расторжение такого брака при недостижении лицом восемнадцатилетнего возраста не приводит к ограничению дееспособности, то есть лицо остается дееспособным. Но к ограничению дееспособности может привести признание заключения брака недействительным в судебном порядке, что остается на усмотрение суда, который должен указать на соответствующее обстоятельство в принятом решении.

Наступление дееспособности при эмансипации

Еще один частный случай наступления гражданской дееспособности до достижения восемнадцатилетнего возраста предусматривает статья 27 Гражданского кодекса РФ. Данная статья раскрывает понятие эмансипации, которое подразумевает объявление лица, работающего по трудовому договору, занимающегося предпринимательской деятельностью, возраст которого составляет не менее шестнадцати лет, полностью дееспособным. Указанное объявление осуществляется органами опеки, попечительства, которые предварительно должны заручиться согласием законных представителей данного несовершеннолетнего. Если родители, иные законные представители подобного согласия не предоставляют, то признание дееспособности эмансипированного может происходить только по решению суда. Эмансипация имеет огромное практическое значение, поскольку с момента ее реализации несовершеннолетний самостоятельно отвечает по собственным обязательствам, на его родителей ответственность возложить уже нельзя.
Источники:
  • Когда и как наступает совершеннолетие в России и других странах мира
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500