Совет 1: Косая сажень в плечах - это сколько?

Косая сажень - это древнерусская мера длины, в свое время активно использовавшаяся для осуществления самых различных измерений. Сегодня она уже не актуальная в этом качестве, однако выражение «косая сажень в плечах» по-прежнему сохранилось в языке.

Косая сажень

Косая сажень - один из подвидов обыкновенной сажени, отличающийся от нее способом измерения. При этом сажень, как и многие другие меры длины, использовавшиеся в Древней Руси, измерялась на основании пропорций тела конкретного человека, а потому эту меру нельзя было назвать полностью объективной: ведь у людей разного роста и телосложения длина сажени обычно различалась.

Так, обыкновенная сажень представляла собой расстояние от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой. При этом руки для такого измерения необходимо было вытянуть параллельно полу, образовав тем самым подобие буквы «Т». Косая сажень измерялась несколько иначе: она составляла расстояние от кончиков пальцев руки до ступни противоположной ей ноги, причем руку в этом случае следовало поднять вверх. Соответственно, для измерения длины косой сажени подходила любая рука: если вверх была поднята правая рука, следовало измерять расстояние от кончиков ее пальцев до левой ноги, и наоборот. Более ранним термином, который применялся для обозначения этой меры длины, была «косовая сажень», однако впоследствии на Руси ее почти повсеместно заменило выражение «косая сажень», дошедшее до наших дней.

Несмотря на всю субъективность, в процессе использования этой меры были выработаны некие усредненные значения, позволяющие широко использовать ее для самых различных видов измерений. Перевод длины стандартной косой сажени в принятую сегодня систему мер показывает, что она составляла 2,48 метра.

Косая сажень в плечах

«Косая сажень в плечах» - устойчивое выражение, происхождение которого основано именно на той самой косой сажени, которая использовалась в Древней Руси. Само метрическое значение этого показателя демонстрирует, что человек, ширина плеч которого составляет около 2,5 метров, является достаточно крупным. Поэтому следует констатировать, что употребление этого выражения использовалось для того, чтобы дать понять окружающим, что человек, о котором идет речь, обладает поистине богатырским телосложением.

При этом в среднем ширина плеч, например, мужчины ростом около 180 сантиметров составляет порядка 40 сантиметров. Поэтому можно сказать, что выражение «косая сажень в плечах» представляет собой яркий пример художественного преувеличения, поскольку вряд ли может иметь место в действительности.

Совет 2: Как рассчитать плечо

При вязании на спицах создаются различные детали кроя моделей пуловеров, платьев, кофт и прочих изделий с линией плеч. Они могут иметь прямоугольные формы спинки и переда, либо оформляются так называемым плечевым скосом. Чтобы одежда выглядела более изящной, по правую и левую сторонам ее верхней части нужно постепенно убавлять петли. Важно правильно рассчитать последовательность этих убавлений, тогда изделие точно ляжет по фигуре.
Вам понадобится
  • - линейка;
  • - бумага;
  • - карандаш;
  • - образец вязания;
  • - прямые спицы;
  • - пряжа.
Инструкция
1
Начертите на бумаге схему будущего убавления петель для создания наклонной линии плеча. Достаточно изобразить только правую часть выкройки. В нее войдет половина горловины полочки, а также рисунок желаемого скоса плеча одежды. Остальные детали (одну переднюю левую и две задние части плеча) вам будет легко выполнить по этому шаблону.
2
Внутри чертежа следует построить прямоугольный треугольник. Его острый угол образуется у точки начала убавления петель для скоса плеча; проведите отсюда ровную горизонтальную линию. Из верхней точки наклона (как правило, она одновременно является верхней точкой выреза горловины изделия) проведите перпендикулярную линию. Горизонталь и перпендикуляр пересеклись – треугольная фигура для расчета плеча готова.
3
Уточните плотность вязания по готовому образцу, выполненному основным трикотажным узором. У вас должен получиться квадратный кусочек полотна 10 на 10 см. Важно знать, сколько вязаных рядов составляет одну стороны этого квадрата (высота), и сколько петель входит в его другую сторону (нижняя часть).
4
Подсчитайте по основанию нарисованного треугольника для расчета плеча количество петель, которые вам потребуется закрыть при вывязывании косой линии. А по высоте этой фигуры вы узнаете количество рядов, в которых закрывают петли. Обратите внимание: петли правого плеча вы будете закрывать только в начале лицевых рядов, а левого – наоборот, в начале изнаночных. Поэтому одну группу петель придется закрыть через ряд.
5
Когда вы провяжете два ряда полотна, по бокам появится кромочная косичка. По количеству этих кос можно увидеть, сколько петель требуется закрывать за один прием. Для этого общее количество петель каждого плеча (они входят в основание треугольника) нужно разделить на количество косичек, расположенных по высоте треугольной фигуры.
6
Попробуйте рассчитать убавление петель для наклона плеча на конкретном примере, и сложная на первый взгляд система расчета станет наглядной. К примеру, в основание треугольника у вас входит 39 петель, а по его высоте расположено 16 рядов (или 8 косичек). 39:8=4, а 7 петель войдут в остаток. Эти оставшиеся петли распределите по группам, по одной в каждую. Итак, для вязания линии покатого плеча вам необходимо 7 раз закрыть по 5 петелек и разок – сразу 4 петли.
Видео по теме
Полезный совет
Чтобы наклон плеча получился аккуратным, без видимых ступенек, воспользуйтесь таким приемом. Закройте в начале изнаночного ряда на левом плече нужное количество петель, а в конце последующего лицевого ряда последнюю пару петелек провяжите как лицевую за передние стенки. Поверните работу на изнанку и закройте следующую группу петель. Таким образом, одна петля полотна будет закрыта в конце текущего ряда, а прочие – только в начале последующего.
Источники:
  • Фразеологизм «Косая сажень в плечах», значение
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500