Совет 1: Значение фразеологизма "как с гуся вода"

Основой многих фразеологизмов в русском языке являются поговорки и присловья. Так, устойчивое выражение «как с гуся вода» происходит именно из устного народного творчества, хотя имеет и весьма логичное обоснование и толкование.
Инструкция
1
Происхождение выражения «как с гуся вода». Считается, что выражение «как с гуся вода» происходит от старинного заговора, который использовался для лечения разных болезней. Сельские знахари, а часто и ведуны, заговаривали воду, бросая в нее уголек, а после ею окатывали захворавшего человека со словами «как с гуся вода, так с него (произносили имя человека) худоба». Часто и родители, купая своих чад, повторяли это присловье, чтобы ни одна напасть к ребенку не сунулась. «Худоба» при этом не является синонимом стройности, она означает как раз болезнь, хворь. Интересно, что в некоторых регионах России вместо слова «гусь» использовалось «гоголь», хотя на самом деле это название другой водоплавающей птицы – нырковой утки. Но в данном случае обобщение не меняет смысла народной поговорки.
2
Значение фразеологизма «как с гуся вода». С течением времени вторая часть народного заговора забылась, и теперь фразеологизм «как с гуся вода» используется в отношении человека, которому все сходит с рук быстро и без последствий, какие бы поступки он не совершал. Такие предложения имеют негативный окрас, подчеркивают неодобрительное отношение к персоне. Иногда, впрочем, фраза «как с гуся вода» употребляется, если кого-то не берут трудности и беды, словно человек и не претерпел испытаний.
3
Гуси и вода. Стоит отметить, что вода легко стекает не только с гусей, но и с других водоплавающих птиц, например, уток и лебедей. Все дело в том, что у всех пернатых имеется копчиковая железа (ее еще называют надхвостной по месту расположения). Она выделяет особый секрет, который выводится наружу и распространяется по всей поверхности тела. У водоплавающих птиц эта железа особенно развита, а выделяемое маслянистое вещество пропитывает перья и предохраняет их от намокания. Именно поэтому гусю достаточно выйти из воды, отряхнуться, и он снова будет абсолютно сухой.
4
Выражение «как с гуся вода» в русской литературе. В народной фразеологии гусь олицетворяет глупость и упрямство, эта птица часто фигурирует в пословицах и поговорках. Выражение «как с гуся вода» довольно часто встречается в русской литературе, особенно в произведениях авторов, тяготевших к народной словесности и мудрости. Так, Иван Сергеевич Тургенев использовал его в романе «Дворянское гнездо», а Лев Николаевич Толстой в трилогии «Хождение по мукам». Также фразеологизм употребляется в пьесе Николая Васильевича Гоголя «Женитьба».

Совет 2: Какие фразеологизмы со словом "совесть"

Совесть - категория из области этики и философии. В то же время, совесть - понятие, характеризующее внутреннее состояние человека и нравственные механизмы его взаимоотношения с обществом.
По словарю Владимира Даля, понятие «совесть» расшифровывается как «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла …».

Понятие совести в менталитете разных народов

Слово «совесть» ведет происхождение от старославянского «весть», и приставки «со», обозначающей сопричастность. Интересно, что только в славянских языках существует понятие «совесть» в чистом виде. В языках романо-германской группы слово «совесть» в переводе (con-science) более созвучно понятию «сознание», что морфологически соответствует русскому со-весть, но имеет более утилитарное значение.

Некоторые исследователи объясняют это менталитетом народов, для которых основополагающими понятиями могут являться отличные нравственные категории. Так, для англичан, например, более значимо понятие чести, для русских главным принципом является «жизнь по совести».

Фразеологизмы со словом совесть

«Без зазрения совести» – говорят о человеке, который действует без оглядки на моральные устои общества. «Зазрение» - от старославянского зазъръти – укорять, осталось только в вышеупомянутом фразеологическом обороте.

«Для очистки совести» – выражение означает выполнение формальных действий, без цели достижении результата. В другом значении – для самооправдания.

«На совесть» – выражение употребительно как для совершения физических действий, так и для умственных усилий. Означает выполнение с полной ответственностью.

«Свобода совести» – устойчивое словосочетание из области политики, обозначающее право человека иметь собственные убеждение. Традиционно понятие связывается со свободой вероисповедания, но имеет более широкий спектр применения. Свобода совести как понятие и все связанные с ним аспекты закреплены во многих международных актах.

«Ни стыда, ни совести» – о человеке лишенном всяческих моральных принципов. Несмотря на кажущуюся синонимичность выражений, это не одно и то же. Стыд – это проявление реакции на внешнее воздействие, совесть – внутренний регулятор поведения. То есть в данном контексте рассматривается человек, не имеющий ни внешних ни внутренних тормозов.

«На совесть, а не на страх» (вариант: не за страх, а за совесть) – выполнять что-либо не по принуждению, а так, как приказывают внутренние убеждения.

«Угрызения (муки) совести» – совесть, как средство нравственного самоконтроля, способна корректировать поведение. Несоответствие внешних проявлений человека внутренним убеждениям может привести к страданиям.
Источники:
  • Совесть как понятие этики

Совет 3: Откуда пошло выражение "как с гуся вода"

Выражение «как с гуся вода» относится к разряду оценочных фразеологизмов. Характерное для народной мудрости явление – свойства живой природы, растений и животных переносятся на человеческие отношения. Несколько слов могут охарактеризовать ситуацию лучше развернутого предложения.
Инструкция
1
Значение выражения«как с гуся вода» служит характеристикой «непробиваемого» человека, для которого слова и увещевания ничего не значат, и несет ярко выраженный негативный смысл. Частично можно провести аналогию с выражением «как об стенку горох». В другом значении выражение аналогично фразеологизму «выйти сухим из воды» - то есть удачно выпутаться из неприятной или проблемной ситуации.
2
Почему гусь? Как все водоплавающие птицы, гуси имеет особую железу, выделяющую секрет. Этой жироподобной жидкостью водоплавающие птицы смазывают перья, что предохраняет их от намокания. Вода скатывается с обработанного пера, не успев его смочить. Эта особенность была замечена и использовалась в качестве сравнительной характеристики.
3
Фразеологизм «как с гуся вода» изначально имел иное употребление, нежели в данном контексте. Известно, что воде не без основания приписывались магические свойства. Знахари заговаривали воду, и она становилась целительной. Идиома «как с гуся вода» использовалась в группе заговоров на воду.
4
Как с гуся вода, так с (имярек) вся худоба. Водичка книзу, а (имярек) кверху. С гуся вода, с лебедя вода, а с моего (имярек) вся худоба. (Имярек) худоба за темные леса, за высокие горы, за синие моря. С ветра пришло – на ветер пойди. С гоголя вода, с гоголицы вода, а с тебя, раб Божий младенец (имярек), вся худоба. С гуся вода, с лебедя вода, а с тебя, раб Божий младенец (имяимярек), вся худоба. Все уроки, все призоры, щипотища, ломотища, позевотища. Аминь.
5
Заговоренной водой поливали младенца, некоторые заговоры действовали и на взрослых. Предполагалось, что под воздействием заговоренной воды с человека скатятся все напасти, не причиняя никакого вреда – как вода скатывается с гуся. Под худобой во многих русских диалектах подразумевалась и болезнь, и бедность, голь, нищета и худое хозяйство.
6
Как видно из примера, в заговорах присутствовали и другие представители водоплавающих птиц – лебедь, гоголь (семейства утиных). Возникает вопрос, почему из всех перечисляемых птиц, именно гусь использовался для переносного смысла выражения. Здесь стоит проследить отношение к гусю как персонажу русского фольклора и герою фразеологизмов. «Хорош гусь», «гусь лапчатый», «дразнить гусей», «гусь свинье не товарищ» - как птица внешне чванная и заносчивая, гусь вызывает чувство иронии. Вероятно, ироническое отношение и стало причиной выделить из всего текста заговора именно гуся.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше