Совет 1: Как изучали сон ученые

Сон – периодически наступающее физиологическое состояние, характеризующееся минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на раздражители, присущее человеку и другим животным. Это явление всегда привлекало внимание людей.
Исследование мозговой активности спящего
Первые попытки научного осмысления природы сна и сновидений были предприняты еще в Древней Греции, но вплоть до второй половины 19 века они носили описательный характер: ученые лишь наблюдали за спящими, после пробуждения расспрашивали их о сновидениях и констатировали соответствующие факты.

Автором первого научного труда о медицинских проблемах сна стала русская исследовательница М. Манасеина. В книге, изданной в 1889 г., описывались эксперименты по лишению сна: щенки, которых лишали возможности спать, погибали в течение 5 суток. Так было доказано, что сон обладает жизненно важной функцией. Исследовательница опровергла господствующее в то время в науке представление о сне как об «остановке» мозговой деятельности.

Следующим важным этапом в изучении сна стали исследования американского физиолога и психолога Н. Клейтмана. В книге «Сон и бодрствование» (1936 г.) он сформулировал идею «основного цикла покоя-активности». В середине 50-х гг. Н. Клейтманом и его аспирантами была открыта особая фаза сна, характеризующаяся быстрыми движениями глаз. Ученый счел это явление вторжением бодрствования в единый процесс сна, но французский исследователь М. Жуве доказал, что эта фаза, которую он назвал парадоксальным сном, представляет собой третье состояние, которое нельзя свести ни к бодрствованию, ни к «классическому» сну, названному медленным.

Парадоксальный сон был подвергнут экспериментальному изучению: испытуемые, которых будили при появлении признаков парадоксального сна, всегда помнили свои сновидения, в то время как после пробуждения в фазе медленного сна люди утверждали, что им ничего не снилось. Так было установлено, что именно в фазе парадоксального сна человек видит сны.

Наряду с лишением сна важным методом исследования в 20 в. стало изучение мозговой активности спящих с помощью электроэнцефалографа. ЭЭГ, сделанные во время сна, показали, что фаза медленного сна включает в себя четыре стадии. Они характеризуются не только разными мозговыми ритмами – частота дыхания, мышечная активность и другие физиологические показатели тоже различаются.

В других экспериментах была доказано, что восприятие сигналов из внешнего мира не прекращается во сне. Это определялось влиянием раздражителей на сновидения. Примечательно, что такие сигналы всегда трансформировались во взаимодействии с жизненным опытом человека. Например, в одном из таких экспериментов спящему прикладывали к ногам горячую грелку, и ему снилось извержение вулкана. Оказалось, что незадолго до участия в эксперименте этот испытуемый читал книгу о вулканах.

Исследования сна продолжаются и в настоящее время, иной раз принося неожиданные результаты. Например, было установлено, что при переутомлении возрастает продолжительность медленного сна, а при необходимости усваивать большое количество новой информации – продолжительность сна парадоксального. Это заставило по-новому взглянуть на роль обеих фаз. Как это всегда бывает в науке, каждое открытие ставит перед учеными новые вопросы.
Видео по теме
Источники:
  • Исследования сна в 2018

Совет 2: Воздействие телевизора на сон детей

Учеными США было обнаружено, что длительный просмотр телевизора детьми не дает им полноценно высыпаться. Своевременное выключение ТВ не способствует быстрому засыпанию детей.
Воздействие телевизора на сон детей

Любой час у экрана ТВ отнимает у вашего ребенка 7 минут здорового сна.

Все дети желают иметь у себя в комнате телевизор, но исследователи США выяснили, что это нарушает детский сон и вредит здоровью. Такие итоги сделала группа исследователей MassGeneral Hospital for Children и Гарвардской школы здравоохранения, наблюдавшие за 1800 детьми в возрастной категории от 6 месяцев и до 8 лет.

Как оказалось, те дети, которые имели в своих детских комнатах телевизор, спали значительно меньше тех детей, у которых не было телевизора. Это одно из первых исследований, которое изучает влияние телевизора на сон детей в длительном периоде. Его итоги подтверждают результаты таких же подобных, менее глубоких исследований, которые выяснили прямое воздействие телевизора на сон детей.

Проблема даже не в том, что они смотрят телевизор, чтобы не спать. Дело в том, что своевременное выключение ТВ не способствует быстрому засыпанию детей. Это связано с перевозбуждением и эмоциональностью, которые вызывают просмотр фильмов, мультфильмов или телепередач. Это касается не только детей, но и взрослых. Поэтому американские ученые рекомендуют воздержаться от просмотра телевизора перед сном.

Нарушение сна у детей отрицательно влияет на психическое и физическое развитие, способствуя возникновению отклонений и проблем со здоровьем.

Видео по теме
Источники:
  • Как влияет телевизор на детей?
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500