Задачи коррекционной педагогики



Сама дисциплина возникла в ответ на потребность общества в разработке способов воздействия на проблемных детей. В условиях, когда оба родителя постоянно находятся на работе, ребенок фактически предоставлен самому себе, что нередко ведет к асоциальному, девиантному поведению. В подобных случаях методы коррекционной педагогики напрямую связаны с техниками специальной психологии.

Для детей, отстающих в развитии или имеющих какие-либо физиологические дефекты (к примеру, дефект речи), также необходимы специальные алгоритмы обучения и воспитания. Причем требуется разработка не только методов обучения, но и способов контроля за изученным материалом, поскольку далеко не всегда отстающий в развитии ребенок может адекватно ответить, усвоен ли материал. Одной из задач коррекционной педагогики является диагностика нарушений и трудностей в обучении и воспитании детей. Важно, чтобы эта диагностика была проведена своевременно, чтобы успеть вовремя принять меры.


Каким образом можно освоить коррекционную педагогику?



В первую очередь, необходимо знать, что изучение коррекционной педагогики базируется на нескольких принципах. Первый из них – использование системы методов научного исследования в работе коррекционного педагога. Именно благодаря им, достигается необходимый уровень компетентности, который позволяет разработать для ребенка обучающую программу. Исследования проводятся и в семье ребенка, и в школе, и даже после школы по ходу дальнейшей, уже самостоятельной, жизни человека. Второй принцип вытекает из первого – это принцип комплексности изучения людей с отклонениями. Он позволяет брать данные у разных источников – воспитателей, психологов, учителей, врачей – и сравнивать их между собой.

Исследования могут иметь самые разные формы: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, анализ деятельности и т.д. После анализа результатов исследований стоит определить, какой из методов лучше всего подходит для обучения и воспитания ребенка. Это может быть учебно-познавательная деятельность (в форме лекций, наглядных демонстраций, рассказов, бесед, опытов), которая непременно сопровождается мотивацией (игры, поощрения, порицания и т.п.). Важным моментом является своевременный контроль за обучением нетипичного ребенка. Он проявляется в проверке усвоенного в устном или письменном виде.