Инструкция
1
История столичной площади Красные ворота начинается в XVIII веке. Именно в этом месте в 1709 году, по приказу Петра I, и была построена деревянная Триумфальная арка. Через нее входили в Москву русские войска, одержавшие победу в Северной войне. За необычайную красоту Триумфальные ворота народ называл «Красными», то есть красивыми.
2
В честь коронации Екатерины I, в 1724 году старые ворота сломали и на их месте были возведены новые, также построенные из дерева. Они простояли восемь лет и сгорели при пожаре в 1732 году. Триумфальные ворота были восстановлены только в 1742 году, ко дню коронации Елизаветы Петровны. Кортеж императрицы выехал из Кремля и проследовал через них в Лефортовский дворец.
3
В деревянной Москве восемнадцатого века часто полыхали пожары. В 1748 году Триумфальная арка опять оказалась в огне. Прошло еще пять лет и архитектор Дмитрий Ухтомский приступил к возведению новых ворот, выполненных из камня. Работы велись с небывалым энтузиазмом. Москва надеялась, что дочь Петра освободит Россию от власти временщиков и ненавистного правителя Бирона. Деньги на строительство были собраны московскими купцами.
4
Каменное строение, располагавшееся ближе к Новой Басманной улице, повторяло старинную архитектуру деревянной арки, возведенной архитекторами Екатерины. Ухтомский сохранил форму старых ворот, но увеличил их высоту до 26 метров, добавил лепнину. На стены были нанесены гербы губерний и рисунки, прославлявшие Российскую империю.
5
Украшали ворота восемь позолоченных статуй, олицетворявших Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Вверху располагался окруженный блестящим ореолом портрет императрицы Елизаветы. Венчала конструкцию бронзовая фигура трубящего ангела Славы.
6
С середины XVIII века ворота уже официально называются Красными. Легенда связывает это с тем, что через них проходил путь в Красное Село. А в XIX веке первоначально белые стены были выкрашены в ярко-красный цвет. В 1825 году, перед коронацией Николая I, арка была отреставрирована. При этом портрет Елизаветы заменили на изображение двуглавого орла. Позднее Красные ворота украшались портретами членов правительства, висели на них и плакаты с изображением Ленина.
7
Москва развивалась, арка стала мешать городскому движению. Начиная с середины XIX века власти неоднократно пытались снести Красные ворота. В 1854 году спасти их удалось только благодаря вмешательству барона Андрея Дельвига. В городе появились трамваи и, несмотря на протесты защитников старины, одна из линий прошла прямо сквозь арку. К началу XX века ворота начали разрушаться. Великолепные росписи были утрачены, лепнина отбита.
8
Весной 1926 года Красные ворота отреставрировали, стенам вернули исконный белый цвет, а герб с изображением двуглавого орла сняли, как элемент самодержавия. Были убраны и статуи ангелов. Сейчас они находятся в Музее истории Москвы. Всего через год началось расширение Садового кольца, и Красные ворота были снесены. Место, где они стояли, получило название площади Красных ворот. 15 мая 1935 года здесь была открыта станция метрополитена с таким же названием.
9
Второй выход на метро «Красные ворота» расположен на первом этаже высотного здания. На его месте когда-то находился дом генерал-майора Федора Толя, в котором 3 октября 1814 года родился Михаил Лермонтов. Память о Красных воротах сохранилась в интерьере наземного вестибюля, выполненном из красного мрамора. Павильон выполнен в виде арки и расположен по оси бывших Красных ворот. Проект вестибюля разработал архитектор Николай Ладовский.
10
В 1938 году проект станции метро «Красные ворота» получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. С 1962 года станция называлась Лермонтовской. Историческое название ей вернули в 1986 году.