Совет 1: Развод как социальное явление

Развод, точнее юридическое расторжение брака, является социальным явлением и антитезой собственно браку. Анализируя причины развода, нужно обратиться, в первую очередь, к проблемам внутри брака. Успешный анализ предполагает правильное представление о природе развода, а также о его месте в ряду других социальных явлений.

О природе развода как социального явления

Общество может влиять на брак с разных позиций – экономических, правовых, идеологических и т.д. Однако влияние на брак будет целесообразным только в том случае, если известны общие тенденции развития семьи, причины конфликтов, ценностные ориентиры членов семьи и т.д.

К разводу нередко относятся как к некоему социальному злу. Такое отношение обосновано, ведь общество заинтересовано в стабильности семейных отношений. Благодаря крепким семьям, решается ряд проблем – воспитание детей, трудоустройство, жилищный вопрос и т.д. Соответственно, в целом отношение общества к разводу должно быть отрицательным.

В то же время развод может быть необходим в ряде случаев, когда отношения между супругами становятся резко недоброжелательными. В случае невозможности развода обществу пришлось бы регулировать безопасность и здоровье всех членов семьи, что далеко не всегда возможно. К тому же заключение брака совершается по личному желанию супругов, и их отношения в процессе совместной жизни могут претерпеть изменения к худшему. Общество заинтересовано в спокойных и ровных отношениях внутри семьи, так как от них зависит душевное и физическое здоровье каждого человека. И если брак препятствует такому здоровью, расторжение его является вполне логичным. Тем не менее, укрепление семейных отношений – одна из основных целей здорового общества. Здоровая семья позволяет воспитать здоровых во всех смыслах детей, что в свою очередь благоприятно сказывается на всех социальных структурах.

Причины развода

Причин расторжения брака много, и часто они только подтверждают невозможность дальнейшего существования людей в качестве семьи.
Одной из причин является невозможность иметь детей. В этом смысле социальная оценка развода вряд ли может быть отрицательной, ведь общество заинтересовано в рождении и воспитании здорового потомства.

Душевная болезнь, долговременное безвестное отсутствие, длительное тюремное заключение – эти причины тоже вызывают понимание. В любом из таких случаев развод оправдан, поскольку семьи фактически не существует. Такая причина расторжения брака, как «не сошлись характерами», тоже актуальна. Трактовок она может иметь массу – начиная с супружеской измены и заканчивая изменившимися интересами, из-за чего супругам вместе стало некомфортно. Почему распадается семья, можно ли сохранить брак, и есть ли смысл его сохранять – это следует решать индивидуально в каждом случае. Иными словами, многие из причин развода отвечают как интересам обоих супругов, так и интересам всего общества.

Совет 2: Что такое матриархат

Матриархатом называется этап в развитии человеческого общества, когда статус женщины был очень высок. Хронологически этот период относят к первобытнообщинному строю, к эпохе родов, племен и племенных союзов. Ряд ученых считает, что роль женщин возросла в связи с начальным этапом в развитии культуры земледелия и культом плодородия, в котором основой религиозных воззрений была вера в прародительницу рода – богиню-мать.
Но многие исследования доказывают высокий статус женщины во многих древних скотоводческих племенах. Эпосы степных народов рассказывают о женщинах–воительницах, женщинах–наездницах. Один из самых известных древнегреческих мифов – легенда об амазонках.

Но справедливости ради нужно сказать, что многие историки высказываются категорически против определения матриархата как общественного строя, при котором все женщины имели власть над всеми мужчинами. Общества, где публично или законодательно за женщинами была бы закреплена власть, большая, чем у мужчин, история не знает.

В настоящее время ученые – этнографы, антропологи, - исследуют матриархальные общества на далеких островах, в африканской саванне, отрицая возможность существования такового в современной европейской цивилизации.

Как бы то ни было, матриархат долго бы оставался предметом исключительно научных споров, если бы не глубокая озабоченность современных мужчин своим положением в обществе. Все чаще в статьях говорят о современном матриархате.

До сих пор обывателю матриархат был известен из уроков истории, смысл его сводился к одному: «женщины были главными». Термин глубоко западал в душу подростков, его не знал только очень ленивый. В быту он часто употребляется с оттенком иронии в отношении семьи, где жизненным укладом заправляет жена, мать. Но, по определению, считалось, что матриархат – явление очень далекого прошлого человечества.

Сейчас звучат все более резкие заявления о том, что феминизм – битва за свои права женщин в конце ХIХ – начале ХХ века, окончательно победил и перешел в новую стадию – матриархат. Расширился и список его признаков: дискриминация мужчин (отбойный молоток и обязанности – мужчинам, цветы и привилегии – женщинам), свободный брак (который называют последовательно групповым из-за разводов), возможность решать вопросы материнства самой женщиной (аборты), культ матери (но не отца).

Если исходить из определения матриархата как формы социального устройства, где политическая и семейная власть принадлежит женщинам, то анализ современного социума, в какой-то мере, подтвердит утверждение некоторых радикальных социологов и политологов, что европейское общество - матриархальное общество. Но только в какой-то мере. Называть же это явление «одной из причин гибели западного общества» - слишком резкое заявление. Обвинять одних женщин в проблемах современного общества не справедливо, да и до их полновластия в мире еще далеко.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше