Чем себестоимость продукции меньше, тем больше экономия труда, эффективнее использование материалов, основных средств, топлива, тем производство продукции обходится организации дешевле.

Себестоимость в качестве экономического показателя отражает, во сколько предприятию обошлось производство определенного товара, продукции и его реализация. Себестоимость – это расходы или издержки компании на изготовление и дальнейшую реализацию продукции. От эффективности формирования себестоимости зависит управление производством в дальнейшем, контроль над соблюдением экономических показателей, установленных изначально.


Себестоимость определяется в качестве затрат по определенным видам деятельности. К данным затратам относятся расходы, которые имели место при изготовлении и дальнейшей продаже продукции, при покупке и продаже товаров, расходы, относящиеся к осуществлению работ, оказанию услуг.

В себестоимость входят:

1. Затраты финансовых средств, человеческих ресурсов и предметов труда на процесс изготовления продукции: материальные траты на освоение и запуск процесса производства; на изготовление непосредственно продукции; расходы на рационализацию; расходы на подготовку или переподготовку кадров, набор персонала, пенсионные отчисления, медицинское и социальное страхование; финансовые траты на управление производством.

2. Затраты, относящиеся к сбыту продукции: хранение, погрузка, упаковка, расходы на транспорт; расходы на рекламные услуги, например ярмарки, выставки и т.д.

3. Затраты, не касающиеся производства и продажи продукции предприятия напрямую, но они возмещаются учетом их в себестоимости продукции ради интересов воспроизводства (оплата за воду, оплата за древесину).

В себестоимость продукции также входят потери от брака, недостачи на складах и производстве материальных ценностей в рамках норм естественной убыли, от простоев по причинам на производстве и т.д.

Вычисление себестоимости необходимо для того, чтобы оценивать выполнение плана; определять рентабельность производства; осуществлять хозрасчет на производстве; отыскивать резервы сокращения себестоимости продукции; рассчитывать экономическую эффективность использования новых технологий, техники, мероприятий; делать обоснование решения о выпуске новых видов товаров и снятии устаревших видов с производства.