Совет 1: Что такое раны, несовместимые с жизнью

Несовместимыми с жизнью травмами называют повреждения или их осложнения, при которых достаточная и своевременно оказанная реанимация не дает результатов. Истории известны случаи, когда такие пациенты выздоравливали, а потому реанимационные действия все равно проводятся. Сегодня разрабатывают специальные методики искусственного введения в кому и охлаждения тела, чтобы повысить шансы на реанимацию.
Основными причинами травм несовместимых с жизнью являются ДТП, падение с высоты производственные травы, удары током, ножевые и огнестрельные ранения. При таких травмах существенно нарушена работа одного или нескольких жизненно важных органов.

Травмы головы, несовместимые с жизнью

Мозг регулирует работу всех органов, его повреждение может быть настолько значительным, что дальнейшая реанимация неэффективна, и человек умирает. Принято считать, что только открытые черепно-мозговые травмы несовместимы с жизнью. Однако и закрытые травмы могут привести к угнетению дыхательного центра или к неспособности поддерживать артериальное давление. При тупой травме головы гематома и отек сдавливают мозг, забивают продолговатый мозг в большое затылочное отверстие. Оценить степень повреждения этого органа можно, используя шкалу Глазго, так как тяжесть внешних повреждений не всегда соответствует истиной картине происходящего.

1. Открывание глаз (спонтанное моргание ─ 4, открытие глаз на голос ─ 3, открытие глаз как реакция на боль ─ 2, реакция отсутствует ─ 1).
2. Двигательная реакция (координированные движения в ответ на команду ─ 6, движения как реакция на раздражитель ─ 5, движения как реакция на боль ─ 4, патологическое сгибание как реакция на боль ─ 3, патологическое разгибание как реакция на боль ─ 2, отсутствие движения ─1);
3. Речевая реакция (пострадавший ориентирован в месте, времени и пространстве, четко отвечает на вопросы ─ 5, речь спутана, ориентация нарушена ─ 4, пострадавший дезориентирован, на простые вопросы типа «Какое сейчас время года» ответить затрудняется или дает неверный ответ ─ 3, нарушена речь, вплоть до нечленораздельных звуков ─ 2, речь отсутствует ─ 1).

Результат в 15 баллов ─ сознание ясное, 13-14 баллов ─ пострадавший находится в состоянии оглушения, 9-12 баллов ─ сопор, 4-8 баллов ─ кома различной степени тяжести, 3 балла ─ смерть мозга.

Травмы грудной клетки, несовместимые с жизнью

При ножевых и огнестрельных ранениях часто происходит гемо- и пневмоторакс. Особенно опасны состояния, когда воздух беспрепятственно поступает в плевральную полость, а покинуть ее не может. Ушиб легкого, особенно с сотрясением и кровоизлияниями приводит к размозжению ткани этого органа, а потому искусственная вентиляция легких малоэффективна. Даже при своевременно начатой и достаточной терапии процент летальных исходов весьма высок.

Ушиб сердца, особенно с разрывом сердечной сумки, является травмой, несовместимой жизнью. Квалифицированная хирургическая помощь должна быть оказана в течение 10-15 минут. Тампонада сердца, что часто встречается при ранениях, это состояние, когда кровь, поступающая в полость сердечной сумки, не позволяет мышце нормально сокращаться. Сердце просто перестает биться. Огнестрельные и ножевые ранения сердца часто являются несовместимыми с жизнью. Однако это зависит от многих причин: возможности экстренно оказать хирургическую помощь, локализации и характер травмы, индивидуальных особенностей человека.

Термические и другие травмы, несовместимые с жизнью

При повреждении крупных артерий кровотечения настолько обширны, что пострадавший умирает в течение часа. Так, ранение бедренной артерии вызывает гибель уже через 10 минут. При сочетанных травмах, особенно с размозжением костей, возможна закупорка сосудов фрагментами костного мозга. Смерть наступает в течение получаса. Воздушная эмболия - тоже одно из опаснейших осложнений. Воздух из окружающей среды засасывается в крупный сосуд и закупоривает его.

Переохлаждение и глубокие обморожения больших участков тела часто даже при оказанной помощи приводят к смерти. Это касается и обширных ожогов ─ пациентам оказывается помощь, но ввиду острой почечной недостаточности наступает гибель. Действие тока может вызвать остановку сердца без возможности запустить его деятельность, часто при ударах тока и ударах молнией случаются ожоги, вплоть до обугливания.

Ярко выраженный болевой шок сам по себе вызывает смерть, так как блокируется дыхательный центр и способность поддерживать артериальное давление.

Наиболее частой бытовой травмой несовместимой с жизнью является закупорка верхних дыхательных путей. Помощь должна быть оказана в течение 4-6 минут, в противном случае пострадавший умирает от острой дыхательной недостаточности.

Разрушение вещества головного мозга, множественные переломы позвоночника и ампутация части туловища, множественные сочетанные травмы, открытые травмы брюшной полости с разрывом кишечника и отрывом органов ─ именно такие травы чаще всего называют несовместимыми с жизнью.

Целесообразность оказания реанимационных действий определяется медицинскими работниками.

Совет 2: Что такое гематома

Любое повреждение сосудов, вызванное их болезненным изменением или травмой, может привести к образованию гематомы – кровяной опухоли. Вокруг нее образуется соединительнотканная оболочка, через которую невозможно обратное всасывание излившейся крови. Со временем она рассасывается. Однако в ряде случаев для ее удаления требуется оперативное вмешательство.

В зависимости от места локализации гематома бывает подкожной, внутримышечной, внутричерепной. По состоянию – свернувшейся, инфицированной и нагноившейся. Гематома образуется не сразу, ведь излившаяся из поврежденного сосуда кровь еще определенное время остается жидкой, после чего свертывается. В окружающих тканях начинает развиваться реакция на этот процесс, т.е. происходит своего рода воспаление, в результате которого образуется оболочка вокруг скопившейся крови, препятствующая обратному ее всасыванию. Таким образом, появляется кровяная опухоль.

Определить подкожную или внутримышечную гематому не составляет особого труда, поскольку ее верными признаками являются образование кровоподтека, или синяка, покраснение (если затронуты глубоколежащие ткани), припухлость, боль, местное повышение температуры, а иногда и ограничение подвижности. Гематому внутренних органов и внутричерепную определить несколько сложнее, поскольку симптоматика имеет существенные отличия. Чаще всего она проявляется признаками сдавления близлежащих органов, которые посылают тревожные сигналы с помощью сильной боли и ухудшения самочувствия. Установить же ее наверняка можно только с помощью УЗИ (внутренних органов) и компьютерной томографии (при кровоизлиянии в мозговые оболочки).

Внутричерепная гематома может увеличиваться в размере в течение нескольких дней после травмы, получается так называемая травматическая острая субдуральная гематома, при которой кровоизлияние происходит между оболочками мозга. В данном случае она способна угрожать жизни пострадавшего, поэтому чаще всего для ее устранения используют экстренные оперативные методы.

В лечении только что образовавшейся подкожной гематомы используют холод, а на следующий день местные рассасывающие тепловые процедуры и укрепление сосудов с помощью витаминов и фармпрепаратов. Внутримышечные гематомы требуют более продолжительного применения физиопроцедур, а полостные - медицинского наблюдения и совсем иного лечения, проводимого исключительно специалистом.

Источники:
  • что такое гематома и как ее лечить
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше