Совет 1: Когда появилась сибирская язва

Сибирская язва была известна еще в древние времена под названием «персидский огонь». Заболевание упоминалось в летописях восточных и античных ученых. Более подробное описание болезни сделал французский врач Моран в 1766 году. В России сибирскую язву описал врач Андреевский в 1788 году и дал такое название ввиду преимущественного распространения недуга в Сибири.

Сибирская язва — происхождение заболевания

Болезнь является недугом инфекционного генеза, часто протекает в виде кожной формы и значительно реже - в кишечной и легочной формах с появлением сепсиса. Для заболевания характерны изъязвления на коже больных, покрывающиеся с черным налетом. Язва широко распространена в большинство странах Африки, Азии и Южной Америки. Человек заболевает от зараженного животного или от его шерсти и шкуры. Очаги сибирской язвы есть и на территории России. Они находятся в скотомогильниках в Белгородской, Курской, Ростовской, Самарской, Кировской и Орловской областях, Ставропольском крае, Чувашии, Чечне, Бурятии и Северной Осетии.

С появлением антибиотиков и развитием санитарно-эпидемиологической службы заболевание носит спорадический характер и проявляется только отдельными вспышками. Каждый год в России регистрируется до 50 случаев сибирской язвы. В основном страдают люди, профессионально работающие с животными.

Возбудитель неустойчива во внешней среде и быстро погибает при применении дезинфицирующих средств и нагревании. Но если она образует спору с мощной капсулой, в разы увеличивается устойчивость возбудителя. Она сможет выдержать до 20 минут кипячения и часами находиться в дезинфицирующих растворах. Бацилла может храниться в земле несколько десятилетий. Такие особенности язвы позволили рассматривать болезнь в качестве биологического оружия не только в руках военных, но и у террористов.

Описание заболевания

При проникновении возбудителя сибирской язвы через кожу развивается кожная, при вдыхании спор — легочная, при проглатывании — кишечная форма недуга. Инкубационный период продолжается 2-3 дня.

При кожной форме на месте очага образуется красное зудящее пятнышко, которое превращается в папулу. Через несколько часов на папуле возникает пузырек, наполненный гнойным содержимым. Пузырек лопается и на ее месте развивается черный струп, напоминающий уголь. На второй день болезни у больного наблюдается лихорадка до 40оС, тахикардия, головная боль и общая слабость.

Легочная форма протекает остро и может закончиться летально. Отмечается озноб, высокая температура, конъюнктивит, кашель, насморк. Сибирская язва может быть спутана с простудой и гриппом.

Кишечная форма характеризуется интоксикацией, лихорадкой, поносом, рвотой и режущими болями в животе. В рвотных массах может наблюдаться примесь крови.

Кожная форма болезни эффективно лечится антибиотиками. А прогноз при легочной и кишечной формах остается неблагоприятным. Смертность достигает 100%.

Совет 2: Сибирская язва

К особо опасным инфекционным болезням диких и сельскохозяйственных животных можно отнести сибирскую язву, заразиться которой может и человек. Во время заболевания происходит интоксикация, развивается серозно-геморрагическое воспаление лимфатических узлов, кожи и внутренних органов. Воспаление может протекать в кожной или септической форме.

Возбудителем сибирской язвы является Bacillus anthracis – бацилла антрацис. Источником инфекции становятся больные сельскохозяйственные животные, у которых болезнь протекает в генерализованной форме.

Инфекция проникает в организм через поврежденную кожу, реже – через слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта или дыхательных путей. На месте внедрения появляется сибиреязвенный карбункул, который становится очагом серозно-геморрагического воспаления с отеком прилегающих тканей, некрозом и регионарным лимфаденитом. Подобные изменения вызваны действием экзотоксина сибиреязвенной палочки.

Инкубационный период при сибирской язве продолжается 2-3 дня.

Для постановки диагноза требуются клинико-эпидемиологические и лабораторные данные. Может использоваться аллергологическая диагностика, в ходе которой производится внутрикожная проба с антраксином – положительные результаты она дает после пятого дня болезни. В качестве материала для лабораторных исследований используется содержимое карбункулов и везикул, мокрота, испражнения, кровь и рвотные массы.

Для лечения сибирской язвы используют антибиотики (пенициллин), альбумин, плазму, коллоидные и кристаллоидные растворы или глюкокортикостероиды.

Видео по теме

Совет 3: Сибирская язва. Можно ли от нее уберечься?

Сибирская язва до сих пор остается грозным заболеванием. Как происходит заражение? Что делать, чтобы не заболеть?

Сибирская язва издавна была грозным заболеванием. Несмотря на значительное развитие медицины, даже сегодня от него гибнут не только животные, но и люди.

Переносится это заболевание, к сожалению, множеством путей. Человек может заболеть из-за непосредственного или опосредованного контакта с инфицированными животными (поев мяса больного животного, после укуса насекомого, которое перед этим контактировало с больным животным, питья воды из зараженного источника и т.п.). Важно помнить, что даже шкура, шерсть, полученные от больного животного, представляют большую опасность.

Симптомы сибирской язвы

Первые признаки заболевания имеют достаточно общий характер - температура, головная боль, слабость. Зато по последующим симптомам перепутать сибирскую язву с иным заболеванием невозможно.

Инкубационный период при этом заболевании может варьироваться от нескольких часов до двух недель.

Наиболее частая форма данного заболевания - кожная. В месте развития инфекции появляется красное пятно, на котором через короткое время появляется пузырек с жидким содержимым. Ощущения в этой локации возникают крайне неприятные - от сильного жжения до боли. Больной может расчесывать пятно. После того, как пузырек лопнет, на этом месте возникает язва с приподнятыми краями. Также воспаляются лимфоузлы, еще больше поднимается температура. Примерно через неделю язва закрывается характерным струпом и становится безболезненной.

Более редкие формы заболевания - легочная, кишечная, септическая. Они развиваются специфично той области, в которой возникло воспаление. В частности, при кишечной форме заболевания  болит живот, присутствует понос, рвота, а при легочной сильно обостряются все симптомы, характерные для воспаления легких или бронхита. Возможен также вторичный сепсис как осложнение после любой формы протекания сибирской язвы.

Как лечить сибирскую язву?

При лечении используются антибиотики. Обратите внимание: самолечение в данном случае строго противопоказано, поскольку не только неправильное или недостаточное лечение опасно для жизни, но и всевозможные осложнения.

Как не заразиться сибирской язвой?

Чтобы человеку не заразиться сибирской язвой, необходимо максимально ограничить распространение заболевание среди животных. Должно вестись постоянное наблюдение ветврача, особенно в неблагополучных районах, проводиться иммунизация животных.

В случае эпидемии важно сжечь трупы больных животных, поскольку споры сибирской язвы крайне устойчивы. Например, даже от очень старого могильника, в котором захоронены больные животные, можно легко заразиться.

В качестве профилактики проводится вакцинация лиц, работающих с животными.

Совет 4: Какие существуют виды бактерий

Бактерии – первые живые существа, которые появились более 3 млрд лет назад на планете. Удивительно, но, не смотря на свое примитивное строение, некоторые из них сохранились в неизменном виде до сегодняшних дней.
Инструкция
1
Бактерии - мельчайшие микроорганизмы - поистине вездесущи, они обитают и в почве, и в воде, и в воздухе, в организме животных и человека. Встретить их можно, как в горячих источниках, так и в полярных снегах.
2
В настоящее время учеными описано около 10 тысяч видов бактерий, хотя предполагается, что их на самом деле существует гораздо больше. По форме и особенностям объединения клеток бактерии делят на следующие группы: шарообразные – кокки. Одиночные их особи называют микрококками, если же они соединяются парно – диплококками. Кокки, образовавшие цепочку, имеют название стрептококки. Когда деление происходит в двух плоскостях, в результате образуются тетракокки, которые состоят из 4-х клеток. Сарцины появляются при делении в трех плоскостях и содержат от 8 до 18 кокков. Иногда деление происходит хаотично, и кокки образуют скопления, напоминающие гроздья винограда – стафилококки; палочковидные бактерии чаще всего располагаются одиночно. Их форма может быть прямой или слегка изогнутой, иногда веретенообразной. Палочки, которые не образуют спор, называют – бактериями, а спорообразующие – бациллами и клостридиями; спириллы и вибрионы – разновидности извитых форм бактерий, имеющих вид спирали. Клетка вибриона слабоизогнутая и напоминает запятую, на конце ее располагается жгутик. К самым известным вибрионам, пожалуй, можно отнести возбудитель холеры. Спириллы же имеют 2-3 завитка спирали и практически безвредны.
3
Патогенные организмы, способные при попадании в организм человека либо животного вызывать различные инфекционные заболевания, выделяют в особую группу. Благодаря быстрому росту и размножению, они чрезвычайно устойчивы к внешним факторам и в некоторых случаях даже используются в качестве биологического оружия. Известен целый ряд заболеваний, вызванных бактериями: дифтерия, туберкулез, чума, сибирская язва, столбняк, различные кожные, кишечные и половые инфекции. Вместе с тем, человек вряд ли обошелся бы без микробов. В повседневной жизни среди продуктов питания популярны творожки, йогурты и кефиры. А их невозможно приготовить без участия молочнокислых бактерий, отвечающих за свертываемость молока. А обитающие в пищеварительном тракте лактобактерии, исполняют роль защитников организма, охраняя кишечник от вторжения болезнетворных микробов и не позволяя ему «расстроиться».
Видео по теме
Источники:
  • Сибирская язва
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше