Телепатия обнимает обширную область фактов, в которую входит так называемое перенесение или чтение мыслей и умственное внушение, когда один (агент) задумывает, например, какую-нибудь карту, число, фигуру или прочее (умственное внушение с одной стороны), а другой (перципиент) отгадывает задуманное, находясь в другой комнате (чтение мыслей с другой стороны, то есть - перенос мыслей, умственное внушение плюс чтение мыслей. Необходимо заметить, что точно установившейся терминологии пока не наблюдается.

Сам термин телепатия означает восприятие или чувство на расстоянии, восприятие далекого. Явления телепатии были известны еще в глубочайшей древности. Попыток их научного объяснения существует бесчисленное множество. Вот некоторые из них. Знаменитый ученый Месмер объяснял магнитизирующее действие взгляда истечением из тела магнитезеров особого невесомого «магнитического флюида», подчиняющегося механическим законам. Знаменитый барон Рейхенбах учил о повсеместном распространении во вселенной особой одической или одиллической силы, находящейся в теснейшем соотношении с силами физического мира. Именно этой силе он и приписывал явления органического магнетизма.

В новейшем времени уже стали говорить о некоторых нервных импульсах. Процесс телепатической передачи мысли происходит как особый вид движения (мозговые волны), передающийся посредством « эфира». В попытках чисто физического объяснения явления телепатии нет ничего удивительного. Попытки эти весьма естественны и законны, хотя к ним следует относиться с чрезмерной степенью осторожности. Необходимо отметить и иную - душевную сторону телепатического действия. Факты заставляют допустить, что между двумя или более лицами может устанавливаться, помимо наружных органов чувств, такого рода общение, что все акты душевной деятельности одного из них будут отражаться в душевной сфере (в мозге) другого - перцептора или медиума. Подобного рода общение так же можно назвать телепатией.

Телепатическая возможность познания может быть рассматриваема как простой частный случай другой трансцедентной способности познавания - абсолютного или непосредственного ясновидения. Можно предположить и следующие теории (телепатические гипотезы). Взаимодействия происходят непосредственно между высшими нервными центрами (мозгами) вовлеченных в это дело лиц. Также, вероятно, что в актах этого рода происходит непосредственное взаимодействие между духовными началами людей. Возможна точка зрения, стоящая между этими гипотезами о том, что происходит некое духовное восприятие, а мозг принимает информацию. Каково же значение телепатии для христианской религии?

В фактах телепатии богослов находит для себя положительные психологические основания христианского учения или понятия о самой религии, которая мыслится как отношения между Богом и человеком. Телепатия говорит нам, что людская душа способна отражать на себе некоторые внешние воздействия без помощи каких-либо видимых чувствительных органов, а именно воздействия на нее другой души. Следовательно, мы имеем на лицо факт, вполне аналогичный с тем, который лежит в основе религиозного взаимоотношения между Богом и человеком. В виду такого наглядного доказательства не остается причин отвергать возможность и действительность религии в смысле действенного союза Бога и человека.

Кроме этого, в фактах телепатии получают оправдания и другие позиции христианского учения. Например, о связи мира видимого с невидимым, учение об ангелах, святых и их предстательства за людей, общение живых с умершими посредством молитвы. Это положительное значение изучения телепатии для теологии христианства. Но факты телепатических действий, при злоупотреблении, могут получить и совершенно противоположное отношение. Так, неверие не замедлит искать в них себе опору в борьбе с христианством. Факты таких явлений могут послужить популярной «отрицательной критике» веры и образованию в обществе рационалистической теории субъективных видений (если говорим о ясновидении, явлении умерших). Кроме этого, человек может столкнуться с действием на свое сознание различных темных сил. Иногда именно бесы являются тем источником, от которого мы получаем знание на душевном уровне. Существует вероятность того, что черное заменяется белым. Человек, увлекающийся медиумизмом, ясновидением становится открытым для действия на себя темных сил. Поэтому Церковь относится неблагосклонно к экстрасенсорике. Эти знания уводят человека от Бога и представлений о мире, его бытии.

Если душевное восприятие говорит нам о той сфере, в которой нет Бога, то это свидетельство влияния сил, которым неугодно Божие бытие. Подтверждение этого находим в высказывании апологета первых веков христианства о том, что душа человека по природе христианка. Именно в меру этого человек, как существо не только сугубо материальное, и стремится к разного рода знаниям мистическим, таинственным. Тому, что может быть сокрыто от нас в эмпирическом мире. Очень важно не спутать источник и не попасть под влияние вещей и сил, которые христианству неприемлемы.