Как добиться скрытности



Для достижения скрытности используются сочетание различных методов. Это не позволяет волнам радара отражаться от самолета и возвращаться к источнику излучения. Наиболее сложным способом является использование эффекта непрерывной кривизны. Большинство поверхностей самолетов-невидимок округлые и имеют переменный радиус кривизны. Таким образом, лучи от радара расходятся во всех направлениях, а не к источнику сигнала. У таких конструкций нет прямых углов.

Для того чтобы рассчитать радиус кривизны и рассеяние радиолокационных лучей, которое он будет обеспечивать в любой точке трехмерного пространства, требуются огромные вычислительные мощности.

Первым самолетом, построенным с использованием этой технологии, является бомбардировщик B-2. Он также известен как «Летающее крыло». Поскольку развитие компьютерных и программных технологий было стремительным за последние 20 лет, формы конструкций теперь можно рассчитать с большой точностью. При этом программа будет учитывать коэффициент радиолокационного отражения самолета, предлагая более удачные аэродинамические формы.


Пилообразные углы



Самолеты-невидимки должны иметь малую площадь лобового сопротивления. Такое поперечное сечение обеспечивает малую боковую видимость. Краски и материалы, а также форма в виде буквы «W» помогают добиться этого эффекта. Элементы такой формы присутствуют во многих конструктивных частях стелс-самолетов.

Сопла двигателя



Снижение поперечного сечения сопел также очень важно. Эта проблема осложняется высокими температурами, под воздействием которых находятся детали. Одним из возможных подходов является использование керамических материалов. Они могут быть либо в виде легких листов, установленных вместо обычных элементов сопел, либо тяжелых конструкционных материалов, создающих неровные края.

Кабина пилота



Голова пилота в шлеме является одним из основных источников радиолокационного сигнала. Этот эффект усиливается внутренними переборками и элементами рамы. Решение проблемы заключается в разработке такой кабины, чтобы ее внешний вид соответствовал принципу радиолокационной незаметности. Затем стекло покрывается пленкой для контроля внутренней температуры. Требования к материалам очень жесткие. Образцы должны поглотить 85 процентов тепловой энергии и отразить все сигналы.

Вывод



Уменьшение инфракрасного излучения, вызванного выхлопами двигателей и других частей самолета, также должно быть учтено в конструкции. Однако не все самолеты-призраки являются полностью невидимым для радаров. Даже самый лучший летательный аппарат может быть обнаружен при помощи низкочастотного радара.