Совет 1: О каких видах любви говорили древние греки

Любовь тесным образом была связана с культурой и философией древних греков. Описать любовь как чувство и состояние, дать определение любви пытались Платон, Сократ, Аристотель, Лукиан и многие другие философы Древней Греции. Познавая дружеские, любовные, эротические связи, мыслители прошлого делали их источником размышлений о смысле бытия. Четыре вида любви: эрос, филия, строгэ и агапэсис, чаще всего встречаются в письменных источниках, дошедших до наших дней.

Содержание статьи

Статуя Сократа и Апполона в Афинах
Любовь в жизни древних греков играла важную роль. Ею пропитаны мифы, произведения искусства и философские трактаты Древней Греции. Недаром греки различали все ее оттенки и нюансы. Более того, любовь являлась первопричиной всего сущего.

Филиа

Слово «филиа» впервые встречается в трудах Геродота и первоначально означает мирный договор между государствами. Позднее за этим словом закрепилось понятие любовь-дружба. Судя по высказываниям древних философов, филиа – это чувство, возникающее по отношению к друзьям и родным людям, достигающее полного единения душ. Основу дружбы составляет отнюдь не чувственная привязанность, а взаимная поддержка, которая в значительной степени нужна была эллинам, постоянно осваивающим новые территории, защищающим свои города, и предпринимающим новые походы.

Примером такой любви-дружбы служит история Ахилла и Патрокла, отправившихся в поисках славы на Троянскую войну. Друзья делили дела, стол, шатер. А когда Патрокл пал в неравной битве с троянцами, легендарный герой троянского эпоса, отказавшийся перед этим сражаться, идет мстить за смерть друга.

Платон понимал дружбу как стремление к совершенству, эмоциональную близость друзей, душевную привязанность. Описанная в трудах Платона теория получила название «платоническая любовь».

Эрос

Об эросе древнегреческие философы размышляли особенным образом. Это определялось специфическим положением женщины в обществе. Женщина-жена, которой вменялись в обязанности продолжение рода и ведение домашнего хозяйства, не являлась предметом обожания и любви для своего мужа. «Лишь дважды радует тебя жена: в день свадьбы и в день ее похорон», – пишет Гиппонакт из Эфеса. Мужчины наслаждались в обществе гетер, но и о них отзывались нелицеприятно. До наших дней дошло высказывание Менандра о женщинах: «Среди странных животных, населяющих сушу и море, поистине ужаснейшее животное – женщина».

Впервые употребил слово «эрос» Платон. В своем сочинении «Пир» Платон разделяет любовь на истинную и грубо-чувственную. «Пир» содержит в себе миф о происхождении Эроса, вечного спутника Афродиты. Его родителями были боги бедности и богатства – Пения и Порос. Зачат он был на пиру по случаю рождения богини любви, что и предопределило его последующее служение. Эрот был соткан из противоречий, в нем сочетались грубость и стремление к прекрасному, невежество и мудрость. Эрот является олицетворением любви, которая одновременно может стремиться к смерти и бессмертию.

Платон ведет мысль к тому, что любовь – это восхождение к высшим идеалам. Его эрос – это эрос познания и эстетического наслаждения.

Аристотель рассматривает любовь не только с эстетической точки зрения. В «Истории животных» мыслитель подробно описывает сексуальное поведение и связывает его с чувственными удовольствиями от еды, питья и соития. Однако в «Никомаховой этике» Аристотель проводит мысль, что не эрос, а филиа является высшей целью и достоинством любви.

Эпикурейцам в наибольшей степени были свойственны чувственность и тяга к удовольствиям. Тем не менее, именно Эпикур говорил о том, что эрос, свойственный всему живому на земле, должен контролироваться. Он отмечал, что любовные наслаждения никогда не приносят пользы, главное – не навредить окружающим, друзьям и близким.

Строгэ и агапэ

Под словом строгэ древние греки понимали любовь родителей к детям, детей к родителям. В сегодняшнем понимании строгэ – это еще и нежная привязанность супругов друг к другу.

Понятием «агапэ» определяется любовь бога к людям и любовь людей к богу, жертвенная любовь. На заре христианства, это слово приобрело революционный оттенок. Первые попытки христиан перевести библейские тексты на греческий язык натолкнулись на ряд сложностей – какое слово использовать filia, eros, mania? Революционная христианская идея требовала революционных решений. Таким образом, нейтральное слово «агапэсис», которое обозначало любовь-стремление отдавать, превратилось во всеобъемлющее понятие «Бог есть любовь».

Древние греки не знали понятия греха в контексте любви, эротики и сексуальности. Грехом считались проступки социального и нравственного характера – преступления и несправедливость. С распространением христианства исчез мир, наполненный неспешными наблюдениями и размышлении о природе человека, в которых прославлялись семейные добродетели, верность, дружба и любовь во всех ее проявлениях.
Источники:
  • Представления древних греков о любви и дружбе

Совет 2 : Миролюбивые и спокойные греки

Отправляясь в Грецию, стоит заранее ознакомиться с ее богатой историей. В Греции можно увидеть такие достопримечательности, аналогов которым нет нигде в мире. Также неплохо будет узнать о менталитете местных жителей, о греках, которые очень часто называют себя эллинами, так как с греческого Греция – это Эллада.
Миролюбивые и спокойные греки

Греки не носят головных уборов, несмотря на то, что в их стране всегда жарко. Они очень активно используют преимущества своей страны: в домах установлены солнечные батареи. Это позволяет экономить электроэнергию. Здания, причем как жилые, так и общественные, обрамлены отделкой из камня, так как в стране очень много мрамора.

Улицы Греции довольно узкие. 50% населения работает в туристическом бизнесе, промышленных предприятий здесь практически нет. Большую часть учителей составляют мужчины, греки очень хотят работать именно учителями. Вообще в Греции престижно работать в бюджетных учреждениях – это связано с социальными пакетами и более высокими пенсиями.

Книги от одного учебного года после окончания сжигаются, и не используются на второй учебный год. Перед началом учебного года дети в школе читают молитвы. Несмотря на то, что греки южные люди, они достаточно спокойны. В общественных местах, где продают спиртные напитки, практически не происходит драк, если происходит конфликтная ситуация – греки кричат и успокаиваются.

Греки достаточно доброжелательны, они всегда готовы прийти на помощь, если вы заблудились, спросите грека, как добраться до нужного адреса, он всегда расскажет и покажет дорогу.

Греки добродушные и размеренные люди, при этом они наслаждаются жизнью, поэтому никуда не торопятся. Для жителя мегаполиса, который приехал в Грецию, покажется странной такая медлительность местных жителей. Также греки очень любят народную музыку и танцы. Для этого они собираются компаниями в специально отведенных для этого местах. Еще греки любят спорт. Практически каждый местный житель занимается каким-нибудь видом спорта, либо просто бегает, либо ездит на велосипеде, либо гуляет пешком.

Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500