Совет 1: Какие слова называются общеупотребительными в русском языке

Общеупотребительные слова - это слова, входящие в активный словарный запас человека, употребляемые им постоянно, независимо от профессии, места жительства, уровня образования. Данная лексика постоянно пополняется за счёт иноязычных слов, научной, диалектной лексики и других источников, потому что язык – это постоянно развивающееся явление.
Лексика русского языка очень многообразна. Есть в ней неологизмы, историзмы, профессионализмы, диалектизмы и другие группы специальных слов. Однако самую большую группу составляют общеупотребительные слова.

Какие слова называются общеупотребительными?

Само название говорит за себя. Это такие слова, которые входят в основной словарный запас каждого человека, употребляются в речи ежедневно, понятны и доступны любому, независимо от возраста, профессии, места жительства. Они доступны и понятны всем, кто говорит на русском языке. Именно они являются ядром, основой языка, как разговорного, так и литературного. Эти слова находятся в активном запасе человека, то есть употребляются постоянно: на работе, дома, в разговоре с друзьями, коллегами.

Примеров общеупотребительных слов очень много, причём это слова практически всех частей речи. Это такие слова, как «дом», «небо», «река» – существительные; «я», «мы», «вы» – местоимения; «пришёл», «сказал», «написал» – глаголы; «большой», «красивый», «хороший» – прилагательные и многие другие.

Общеупотребительные слова ещё называют стилистически-нейтральными, потому что их можно использовать в любом стиле: научном, художественном, официально-деловом, публицистическом. Данные слова употребляются и в повседневной разговорной речи, и на приёме самого высокого уровня.

Язык - постоянно развивающееся явление. Поэтому любая лексика пополняется, и общеупотребительная тоже.

Как пополняется общеупотребительная лексика?

• За счёт огромного количества научной лексики. Прогресс в обществе, во всех его сферах приносит много новых технологий, усовершенствований. Появляются новые слова, которые со временем становятся общеупотребительными. Так в начале эры космонавтики новыми были слова «космонавт», «астронавт», «луноход», а сейчас это уже не неологизмы, а привычные всем слова. Постепенно становятся общеупотребительными слова, связанные с компьютерной техникой, рыночной экономикой, нанотехнологиями. Они всё прочнее входят в ежедневную жизнь людей.

• Лексический активный запас пополняется в процессе интеграции, глобализации, протекающей очень бурно на современном этапе. Диалог культур, религий, политическое, экономическое взаимодействие стран и народов приводит к появлению новых и новых слов. Заимствованные иноязычные слова постепенно переходят в разряд общеупотребительных: «демократия», «конфессии», «консенсус».

• Постепенно часто употребляемые слова научной, профессиональной и даже диалектной лексики становятся общеупотребительными.
Таким образом, пополнение общеупотребительной лексики происходит постоянно. Это свидетельствует о повышении уровня культуры, образованности каждого человека в отдельности и общества в целом.

Совет 2: Какие ошибки называются стилистическими

Часто можно встретить в тексте упоминание стилистических ошибок, которые являются следствием выбора неправильного слова или словосочетания, не подходящего к основному тексту. Что же это за ошибки, какие их виды бывают и как можно распознать стилистические погрешности?

Все о стилистических ошибках

Стилистическими ошибками называют употребление словесных конструкций или отдельных слов, не соответствующих стилевому оформлению текста и нарушающих коммуникативную целесообразность предложения. Вследствие их возникновения ослабляется выразительность текста, утратившего стилевое единство, а художественное описание или разговорное повествование лишаются яркости и существенно отяжеляются.

Не рекомендуется использовать в художественном тексте терминологическую лексику или обороты речи, используемые в официальном или научном языке.

Существует четыре вида стилистических ошибок - лексико-стилистические, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические и логико-стилистические. Лексико-стилистические ошибки представляют собой неоправданное применение в тексте канцеляризмов, жаргонизмов, архаизмов и вульгаризмов. Морфолого-стилистические ошибки проявляются в неоправданном употреблении уменьшительно-ласкательных и оценочных суффиксов (приставок) в деловых и научных текстах. Синтаксико-стилистические ошибки – это неоправданное использование предложений, в которых причастные обороты применяются в разговорной речи. Логико-стилистическими ошибками называют предложения, в которых нарушены стилистические требования и логика повествования.

Избавление от стилистических ошибок

Обычно стилистические ошибки возникают вследствие слабого владения русским языком и его ресурсами и недоразвитостью языково-стилистического чутья. В результате человек часто грешит при написании текстов немотивированными повторениями однокоренных или одинаковых слов, тавтологиями, плеоназмами, штампами, словами-паразитами и нелитературной лексикой. Некоторые авторы стремятся приукрасить свои тексты неблагозвучным смешение разных стилей лексики, злоупотребляя специальными терминами и чересчур «мудреными» предложениями.

Все речевые ошибки часто называют стилистическими, что не является верным – ведь стилистическая ошибка всего лишь считается разновидностью ошибок речи.

Чтобы избавиться от стилистических ошибок, над ними следует проводить специальную работу. Основной целью подобной работы является точное определение самой ошибки и верное определение ее лингвистического механизма. Предупреждение и исправление смешений стиля разовьет языковое чутье и воспитает речевой вкус человека. Однако при этом следует помнить, что разные смешанные стили лексики часто являются удачным стилистическим приемом, направленным на создание иронического или комического эффекта.

Совет 3: Стили речи в русском языке

Для каждой сферы общественной жизни характерно использование связанного с ней стиля общения и письма. Знание стилей речи дает представление о том, какими языковыми средствами нужно пользоваться в той или иной ситуации.

Понятие стиля речи

Стили речи обслуживают какие-либо сферы человеческой жизни, а потому каждый стиль выделяется по двум признакам: сфера общения и цель общения. Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.

В русском языке есть пять стилей речи: разговорный; художественный; публицистический; официально-деловой; научный. В целом все стили речи можно разделить на две большие группы: разговорный стиль с одной стороны и книжные стили речи (художественный, публицистический, официально-деловой, научный) — с другой. Все стили русского языка характеризуются своими основными функциями, ведущими стилевыми чертами и языковыми особенностями.

Разговорный стиль

Разговорный стиль уместен при неформальном общении, поскольку назначение его состоит в коммуникации между людьми. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами этого стиля является неполнота выраженной мысли и эмоциональность. В разные эпохи разговорный стиль имел свои лексические и грамматические особенности, и по культуре разговорной речи можно судить об общем уровне культуры отдельных людей, какой-либо социальной группы или нации в целом.

Основу разговорного стиля составляют нейтральные средства языка, то есть слова, употребляемые во всех стилях речи: семья, пойти, обед и др. Меньший процент составляют разговорные слова (брякнуть, общага), просторечия (нынче, давеча) и жаргонизмы (пацан, бабки). Особенностью синтаксического построения разговорного стиля является использование в основном неполных предложений (Наташа домой, он — за ней.). Кроме того, важную роль играют жесты, мимика, заменяющие собой часть информации, которую можно было бы выразить словами.

Книжные стили

Среди книжных выделяется четыре стиля речи.

Научный стиль используется в сфере научной деятельности и реализуется, как правило, в диссертациях, курсовых, контрольных и дипломных работах. Основной чертой этого стиля является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей. Он характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных передач. Публицистическому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется отсутствием эмоциональности изложения, стандартностью и консерватизмом. Его используют при написании законов, приказов, и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону.

Художественный стиль отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. И поскольку литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используются и просторечия, и диалекты, и жаргонная речь.
Источники:
  • Что такое общеупотребительные слова в русском языке? Примеры общеупотребительных слов- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/144548/chto-takoe-obscheupotrebitelnyie-slova-v-russkom-yazyike-primeryi-obscheupotrebitelnyih-slov
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше