Инструкция
1
Работа над любым законопроектом начинается с принятия соответствующего решения. Планы мероприятий по составлению законов в России ежегодно утверждаются нижней палатой парламента – Государственной Думой. Инициатива при этом может исходить от президента страны или правительства, а также от других органов, перечень которых предусмотрен законодательством. Поручение одному из своих комитетов о подготовке закона может разработать сам парламент.
2
Первоначальный вариант законопроекта разрабатывается по ведомственному или отраслевому принципу. Такой подход дает возможность привлечь к подготовке документа квалифицированных и компетентных специалистов. В большинстве случаев поручения даются нескольким заинтересованным ведомствам и юридическому органу (прокуратуре, МВД и так далее). Участники законотворческого процесса на первом этапе разрабатывают первоначальный текст закона.
3
При подготовке законов, имеющих общегосударственное значение, может применяться другой принцип, предполагающий участие только членов постоянных комитетов парламента страны. Таким способом составляются законы о проведении общенациональных референдумов, выборах или о статусе народных избранников. В некоторых случаях к процессу подключают общественные организации, политические партии и профессиональные союзы.
4
Приступая к составлению проекта закона, участники рабочей группы берут за основу научную концепцию, которая согласуется с существующими нормами права. Определяются цели и предмет предстоящего регулирования, намечается примерная структура законопроекта. Все основные нормативные положения обосновываются и подкрепляются выкладками и доводами квалифицированных специалистов.
5
Когда первый вариант закона подготовлен, его передают на обсуждение, привлекая к этому процессу широкий круг авторитетных специалистов, представителей министерств и ведомств, общественность. Проработка деталей документа ведется не только в центральных структурах власти, но и на местах – в регионах страны, республиках, крупных городах. Положения законопроекта выносятся также на обсуждение в средствах массовой информации: на радио и телевидении.
6
На заключительном этапе подготовки закона проводятся предварительные парламентские чтения и обсуждения проекта на заседаниях профильных комитетов законодательного органа. Основное внимание законодатели уделяют всесторонней правовой оценке положений будущего закона: он не должен противоречить нормам уже существующего законодательства. Только после этого полностью составленный законопроект передается на официальное рассмотрение и утверждение в законодательный орган.