5 век до н.э. стал самым знаменитым периодом в истории Древней Греции. Именно тогда, в эпоху, получившую название классической, греческое искусство достигло наивысшего расцвета. Наиболее развитым в культурном отношении и процветающим городом были Афины. Религиозным и общественным центром в нем считался Акрополь – большой продолговатый холм, на котором с древнейших времен возводились храмы.

Работа над созданием ансамбля Афинского Акрополя


Сооружения Акрополя были разрушены во время войн с персами, однако тогдашний глава правительства Афин, мудрый и просвещенный Перикл, решил восстановить архитектурный ансамбль. Возглавить работы по его реконструкции он поручил своему другу – величайшему афинскому скульптору Фидию. 16 лет жизни мастер посвятил Акрополю. Он осуществлял общее руководство строительством храмов, распоряжался отрядами ремесленников и каменотесов. Под руководством Фидия вырос великолепный ансамбль, вызывавший неизменное восхищение современников и потомков.


Парфенон – главный храм Афинского Акрополя


Главным сооружением Афинского Акрополя стал могучий Парфенон – храм Афины Парфенос (Афины-девы). Его непосредственными создателями были Иктин и Калликрат. Считается, что первый разработал проект здания, а второй осуществлял руководство ходом строительных работ. Храм занимает самую высокую часть холма и, по сей день, виден из любой точки города. Монументальность и строгую красоту Парфенону придают мощные дорические колонны.

Декоративное убранство храма было создано самим великим Фидием и его учениками. Рельефы восточного фронтона изображали сцену рождения Афины из головы Зевса. Темой западного фронтона стал спор Афины и Посейдона за главенство над Аттикой. Центром сооружения была огромная 12-метровая статуя Афины Парфенос, созданная Фидием из золота и слоновой кости. Глаза богини сверкали сапфирами. На ладони ее правой руки стояла богиня победы Ники, а левая опиралась на щит с изображением битвы греков с амазонками.

Судьба Фидия


К сожалению, созданный шедевр погубил великого мастера. Сначала Фидия обвинили в краже части золота, из которого были сделаны одежды Афины. Однако он легко доказал свою невиновность: золото было снято с основы и взвешено. Но завистники и недоброжелатели художника не успокоились. Второе обвинение оказалось гораздо более серьезным. Дело в том, что честолюбивый Фидий изобразил на щите богини себя и Перикла в образах сражающихся воинов. В те времена это считалось ужасным святотатством. Великий скульптор был брошен в тюрьму, где и провел остаток своих дней. Прекрасный и величественный Парфенон по сей день возвышается над городом как памятник великому искусству античных мастеров и великой неблагодарности людской.