Российское законодательство о защите прав потребителей построено с учетом принципа соблюдения интересов покупателей и продавцов. Именно поэтому покупатели могут вернуть продавцу не только товары с определенными недостатками, но и товары надлежащего качества в течение определенного срока. Никаких конкретных претензий к покупке в этом случае не предъявляется, она может просто не подойти по различным причинам человеку, который ее приобрел. Но право на возврат таких товаров должно соотноситься с возможностью продавца реализовать их впоследствии другому потребителю. Далеко не каждая покупка соответствует данному требованию, поэтому Правительством РФ определен специальный перечень товаров, не подлежащих возврату при условии их надлежащего качества.

Группы товаров, не подлежащих обмену и возврату



Потребители не могут возвращать продавцам медицинские товары, включая препараты и специальные приспособления, а также предметы личной гигиены и парфюмерию. Также гигиеническими требованиями обусловлена невозможность возврата текстильных товаров, хлопчатобумажной продукции и предметов посуды, непосредственно контактирующих с пищевыми продуктами. В перечень также включена вся домашняя мебель, бытовая химия, украшения из драгоценных металлов и камней. Некоторые виды автотранспортных средств, бытовая техника, сложные технические устройства (например, станки) также не могут быть заменены. Наконец, продавцы не примут назад гражданское оружие и патроны, книги и другие непериодические издания, животных или растения.


Правила возврата товаров надлежащего качества



Покупатели должны учитывать, что закон о защите прав потребителей устанавливает обязанность продавца обменять товар надлежащего качества при условии возврата данного товара потребителем в течение четырнадцати дней с момента покупки. Замена производится на аналогичный товар, поскольку предполагается, что первоначальная покупка не подошла потребителю по каким-либо характеристикам, не связанным с ее качеством (например, цвету, форме, размерам). Но аналогичный товар у продавца часто отсутствует или покупателю не сообщается о его наличии. В этом случае на продавца возлагается обязанность вернуть денежные средства, которые изначально были уплачены покупателем, причем в полном размере. Именно такой вариант возврата качественного товара чаще всего реализуется на практике.