Инструкция
1
Любое судно имеет в своем составе корпус. Он определяет внешний вид и обводы судна. В корпусе выделяют заднюю часть – корму, носовую часть, одну или даже несколько палуб и трюм. По концам корабля располагаются палубные надстройки. Спереди это бак, а сзади – ют, который на парусных судах часто накрывают плотным тентом. Суда, построенные по схеме катамаранов, имеют в своем составе два отдельных корпуса, соединенных между собой жестким образом или посредством шарнирных конструкций.
2
Внутреннее пространство корпуса разделено переборками на несколько продольных и поперечных частей. Чтобы придать судну непотопляемость, отсеки чаще всего делают герметичными и независимыми друг от друга. Если корабль получит пробоину, то вода будет накапливаться только в одном из отсеков, остальные будут обеспечивать судну плавучесть. Для откачивания воды в каждом отсеке современного корабля предусмотрены мощные помпы.
3
Находящийся в воде корабль условно разделяется на две части – надводную и подводную. Линия, по которой поверхность воды соприкасается с корпусом, называется ватерлинией. Обычно на обшивку наносят грузовую ватерлинию. Она обозначает ту максимальную осадку, которая допустима при полной загрузке судна. С внешней стороны на подводной части корабля располагаются гребной винт и руль. Внутри подводной части чаще всего устраивают машинное отделение и грузовые помещения.
4
Носовая часть корабля обеспечивает легкий ход при движении на значительных скоростях. Удлиненный и заостренный нос судна позволяет без лишних усилий разрезать толщу воды. Нос по обеим сторонам корпуса переходит в борт. Та его часть, которая устанавливается выше палубы, именуется фальшбортом. В задней части корпуса оба борта оканчиваются кормовой частью.
5
Верхняя часть корпуса судна называется палубой. На ней устанавливают различные палубные конструкции; на парусных кораблях здесь ставят мачты и соответствующее оборудование для управления парусами. Число мачт на крупных парусных судах прошлых веков доходило до трех и даже пяти. Чтобы надежно удерживать мачты в вертикальном положении, ставить и убирать паруса, используются системы такелажа.
6
Горизонтально расположенная палуба, как правило, состоит из основы (набора) и верхнего настила. Если на судне имеется несколько палуб, то они обычно имеют свое целевое назначение. Особо крупные суда могут иметь прочные сдвоенные палубы и такое же двойное массивное днище. Подобная конструкция позволяет предохранить судно от перегрузок во время сильного волнения на море.