Опытное знание


Оно представляет собой особую разновидность знаний, которая была получена в результате прямых наблюдений, экспериментов, практических действий, переживаний. В своем роде опытное знание представляет собой гармоничное единство навыков и знаний о каком-либо предмете. Многие философы и исследователи (Аристотель, Иммануил Кант, Карл Маркс) склонны считать, что опыт трансформируется в знания, а знания переходят в науку.

Говоря о системе образования как способе передачи опыта надо понимать, что речь идет именно о том опыте, который был позднее трансформирован в знание и научное знание. Ведь сам опыт по себе бывает как позитивным, несущим новые открытия, так и негативным, который либо никак не отразился на багаже знаний человека и человечества, либо нёс промежуточный характер, подготавливая первооткрывателей к новому опыту.


Передача опыта или опытного знания


Опыт в современном обществе передается с помощью системы образования, дошкольного, общего, профессионального и дополнительного. Общество возложило на себя обязанности по воспитанию детей и подростков с помощью системы образования, передавая им накопленный человечеством опыт. Опыт может быть нескольких видов: физический, эмоциональный, религиозный, ментальный и социальный. На последних двух видах опыта чаще всего и сконцентрирована современная система образования. Человек социализируется, приобретает определенное положение в обществе, а также обзаводится ментальным опытом. Он заключается в способности интеллекта выполнять те задачи, в решении которых человек имел ранее приобретенный опыт. К примеру, студент архитектурного ВУЗа, обучаясь на специальности проектирования строительства, в будущем сможет провести расчеты строительства, аналогичные тем, которым его обучали педагоги.

Чем большее количество знаний копится, тем больше потребность в его структурировании. Это касается и опытного знания. Поэтому оно может быть передано с помощью системы образования. Само по себе образование - это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков.

Умения и навыки - это результат полученного ранее опыта. А знания - это то, без чего невозможно их правильное применение. Кроме этого, только лишь благодаря усвоенным знаниям и накопленному опыту возможно возникновение новых знаний. Поэтому образование как способ передачи опыта - важнейшая его функция.