Инструкция
1
Мечта о полете (пока еще не космическом) возникла у 17-летнего Юрия Гагарина после его поступления в Саратовский индустриальный техникум. В Саратове будущий космонавт стал членом аэроклуба и – в 1955 году – совершил первый полет на самолете Як-18. В период пребывания в аэроклубе начинающий летчик 196 раз поднимался в небо. В результате перспективного юношу направили учиться в Оренбург, в авиационное училище. Влюбленный в свое дело Гагарин закончил его с отличием. После окончания обучения Юрий Гагарин служил в 169-м истребительном авиаполку Северного флота в Мурманске.
2
В марте 1960 года был набран первый отряд космонавтов. Кандидатов отбирали из числа летчиков-истребителей, так как их организм был более устойчив к перегрузкам, стрессовым ситуациям и резким перепадам давления. Основными критериями отбора стали стопроцентное здоровье и общее число полетов на реактивных истребителях. Особое значение придавалось физическим данным кандидатов. Вес будущего космонавта не должен был превышать 72 кг, а рост – 170 см, что объяснялось размерами космического корабля. Возрастные границы должны были находиться в пределах 25 – 30 лет. Кроме того, будущий космонавт должен был обладать молниеносной реакцией, уравновешенной психикой и изрядной физической выносливостью. Большое внимание уделялось анкетным данным претендента. Интересно, что Юрия Гагарина чуть было не отсеяли, заподозрив в родстве со знаменитым княжеским родом Гагариных. Однако в процессе более тщательной проверки предположение не подтвердилось.
3
Первоначально в отряд космонавтов отобрали 20 человек, которые вскоре приступили к тренировкам на специальных тренажерах. В процессе тренировок их подвергали невероятным физическим нагрузкам, ведь предсказать, что ожидает будущего космонавта во время полета, не представлялось возможным. Для тренировок отряда космонавтов был создан макет космического корабля, однако одного макета для 20-ти человек оказалось явно недостаточно. В результате было принято решение сократить группу до 5-ти человек. Претендентами на совершение первого полета стали Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. К тому времени произошло несколько аварийных пусков кораблей без пилота. Все понимали, что первый полет космонавта может завершиться трагедией. Несмотря на это, ни один из участников отряда не желал отказаться от своей цели.
4
Существует версия, что государственная комиссия отдавала предпочтение Герману Титову. Однако решающее слово оставалось за генеральным конструктором космического корабля Сергеем Павловичем Королевым. Именно он настоял на кандидатуре Юрия Гагарина, выбрав его за исключительную честность. Чистосердечный Гагарин оказался единственным, кто откровенно признался Королеву, насколько тяжелыми были для него тренировки на центрифуге. Мудрый Королев понял, что лишь Гагарин сможет честно и откровенно рассказать о том, что он почувствует во время космического полета.